Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЙНО-ПРАВОВАЯ ПЕРТУРБАЦИЯ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛИ (НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЯ СУБЪЕКТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА)
И.В. ЕРШОВА
Малое и среднее предпринимательство - необходимый и неотъемлемый элемент любой рыночной экономики, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места. Малый и средний бизнес имеет неоспоримые преимущества перед крупным. К таким преимуществам, в частности, относятся большая мобильность, возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка. Выступая 7 апреля 2015 г. на заседании Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, В.В. Путин указал на то, что "развитие малого и среднего предпринимательства - не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения ее устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперед, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа" <1>.
--------------------------------
<1> URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214.
Во всех странах с развитыми хозяйственными системами поддержка малого и среднего предпринимательства - одно из основных направлений государственной экономической политики. Не является исключением в этой связи и Российская Федерация, о чем красноречиво свидетельствуют положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. <2>. Как отмечено в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. <3>, стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку.
--------------------------------
<2> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
<3> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан Минэкономразвития РФ // Текст документа официально опубликован не был. СПС "Гарант".
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 <4> утверждена государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", составной частью которой является подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства". Основная цель подпрограммы - увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2162.
Обратим внимание на важность достижения указанной цели. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, его доля в экономике России еще недостаточно велика и мало сопоставима с соответствующими показателями стран с развитой рыночной экономикой <5>. Как отметил Президент РФ, "малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента <6>. Доля в общем обороте продукции услуг - всего 25 процентов. Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал - это всего 6 процентов от их объема по стране в целом. Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6 процентов граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела" <7>.
--------------------------------
<5> По числу малых предприятий Россия отстает: от США - в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза. По доле вклада малых предприятий в ВВП Россия отстает: от Франции - в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза. По доле занятых в малом бизнесе Россия отстает: от Японии - в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции - в 5,6 раза. Подробнее см.: Федорова О.С., Харалгина О.Л. Оценка зарубежного опыта налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса и возможности его применения в отечественной практике // Бухгалтерский учет: сложные вопросы из практики налогового консультирования: Сб. / Под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право. 2012. N 10.
<6> Для сравнения: в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов.
<7> URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214.
Для реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" выделены значительные бюджетные ресурсы. Ожидаемыми результатами в количественном выражении являются: увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения РФ с 42,2 единицы в 2012 г. до 52,7 единицы в 2020 г.; доведение общего количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства к 2020 г. не менее чем до 980 тыс.
На заседании Государственного Совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса 7 апреля 2015 г. был намечен ряд проектов, воплощение в жизнь которых должно активизировать предпринимательскую инициативу и значительно увеличить число малых и средних предприятий, а также их долю среди инновационно активных хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что за прошедший со дня заседания год некоторые из высказанных в ходе его проведения предложений были воплощены в конкретные решения, оформленные нормативными правовыми актами. В числе таких актов Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства", которым принято предложение Правительства РФ о создании специального института поддержки малого и среднего бизнеса путем переименования ОАО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" в АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" с сохранением 100% акций АО в федеральной собственности, а также определены задачи указанной корпорации.
Но наиболее радикальными оказались решения, принятые на законодательном уровне. В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <8> (далее - Закон о МСП) в 2015 г. дважды вносились изменения <9>, в первую очередь коснувшиеся понятия субъектов малого и среднего предпринимательства и критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям. Обратим внимание на некоторые из них.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
<9> См.: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, существенно снижены ограничения при формировании имущества потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства (именуемые в литературе "критерием независимости" <10>). В частности, максимальная суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - потенциального малого либо среднего предприятия - была повышена с 25 процентов до 49 процентов.
--------------------------------
<10> Подробнее см.: Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 - 1138.
Заметим, что допустимая доля участия иностранного капитала в имуществе субъектов малого, а в последующем и среднего бизнеса - категория весьма переменчивая для отечественного законодательства. Так, первыми нормативными правовыми актами, определявшими понятие малого предприятия, - Постановлением Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" <11> и Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" <12> - вклады иностранных инвесторов не лимитировались. Не была установлена такая предельная доля и Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" <13>.
--------------------------------
<11> Собрание постановлений Правительства СССР. 1990. N 19. Ст. 101.
<12> Официально не опубликовано.
<13> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
Первоначальной редакцией Закона о МСП была определена максимальная 25-процентная доля участия иностранных граждан в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) потенциальных субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 238-ФЗ <14> были сняты ограничения для иностранных инвесторов - физических лиц, но введены аналогичные ограничения в отношении доли иностранных юридических лиц. Такие изменения должны были позволить создать привлекательные условия для ведения предпринимательства иностранными инвесторами на территории Российской Федерации <15>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2013. N 30 (часть I). Ст. 4071.
<15> Подробнее см.: Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 37 - 67.
Как мы видим, финансовый кризис внес свои коррективы: желание привлечь средства иностранных организаций в малый и средний бизнес удвоило возможности потенциальных инвесторов.
Обратим внимание и на то, что из указанных правил предусмотрены значительные исключения. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие следующим требованиям:
а) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
б) хозяйственные общества получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" <16>;
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
в) учредителями (участниками) хозяйственных обществ являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <17>. Юридические лица включаются в данный перечень <18> в порядке, установленном Правительством РФ <19>, при условии соответствия одному из следующих критериев:
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
<18> Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2015 г. N 1459-р в указанный перечень включены: ПАО "РОСНАНО" (г. Москва), ООО "Центр трансфера технологий" (г. Казань), ООО "СИГМА. Томск" (г. Томск), ООО "СИГМА. Новосибирск" (г. Новосибирск).
<19> См.: Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. N 1335 "Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", для целей статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7119.
- юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
- юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <20>;
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
- юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий" <21>.
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4180.
Несложно заметить, что все перечисленные ограничения, приведенные в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, направлены на рост числа осуществляющих инновационную деятельность субъектов, повышение инновационной активности малых и средних предприятий, увеличение инвестирования в инновационные проекты, максимизацию участия в этом процессе бюджетных организаций. Решение указанных задач также весьма актуально для России. Так, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. <22> обращалось внимание на недостаточную поддержку создания малого инновационного бизнеса. Было отмечено, что объем программ исследования инноваций малого бизнеса и трансфера технологий малого бизнеса в США составляет 2 млрд. долларов, в России инновационный компонент программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Министерством экономического развития РФ, эквивалентен примерно 67 млн. долларов США, объем финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - примерно 113 млн. долларов США. Учитывая, что по сравнению с периодом разработки и утверждения данной Стратегии (конец 2011 г.) курс рубля к доллару США значительно изменился, разрыв стал еще более ощутимым.
--------------------------------
<22> Утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.
В качестве одной из мер, направленных на содействие появлению и развитию нового высокотехнологичного бизнеса, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. названо формирование благоприятных условий для создания малых инновационных предприятий государственными научными и образовательными учреждениями. Такая возможность на сегодняшний день предусмотрена Законом о МСП.
Следует также учитывать, что согласно актуальной редакции Закона о МСП субъектами малого и среднего предпринимательства стали признаваться акционерные общества, акции которых, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ <23>. Очевидно, что реализация данного правила также будет способствовать росту числа вовлеченных в инновационную сферу малых и средних предприятий.
--------------------------------
<23> См.: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 156 "Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики" // СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1244.
Изменения 2015 г. коснулись и финансовых показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о МСП доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств (соответствующих одному из указанных в Законе требований), производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов МСП.
Отметим, что до внесения в Закон о МСП изменений действовало правило ч. 2 ст. 4 указанного Закона, в силу которого предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны были устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исполняя данную обязанность, Правительство РФ Постановлением от 9 февраля 2013 г. N 101 <24> на основании проведенного в 2010 г. сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства <25> утвердило предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг): для микропредприятий - 60 млн. рублей, для малых предприятий - 400 млн. рублей и для средних предприятий - 1000 млн. рублей. Ранее применялись тождественные показатели, установленные Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 <26>.
--------------------------------
<24> Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2013. N 7. Ст. 646.
<25> См.: Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год: В 3 т. Официальное издание. М.: ИИЦ "Статистика России", 2012.
<26> Подробнее см.: Ершова И.В. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 2. С. 5 - 6.
Соответственно, актуализация финансовых показателей отнесения к малым и средним предприятиям предполагалась по итогам результатов сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проводившихся в 2015 г. <27>. Отмена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ рассматриваемого правила позволила сделать это ранее и в будущем допускает коррективы в любой момент по мере необходимости.
--------------------------------
<27> См.: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 5 июня 2015 г. N 259 "Об утверждении Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Федеральной службы государственной статистики от 9 июня 2015 г. N 263 "Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году по итогам за 2015 год" // СПС "КонсультантПлюс".
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" <28> анализируемые финансовые показатели были увеличены вдвое и составили: 120 млн. рублей - для микропредприятий, 800 млн. рублей - для малых предприятий и 2 млрд. рублей - для средних предприятий.
--------------------------------
<28> СЗ РФ. 2015. N 29 (часть II). Ст. 4500.
Таким образом, в 2015 г. взмахом пера законодателя удалось значительно продвинуться в достижении важной государственной цели - увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако остается ответить на вопрос: поможет ли это реально создать благоприятную деловую среду, что, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, "является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса" <29>? Как говорится, время покажет.
--------------------------------
<29> URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214.
Литература
1. Вайпан В.А. Основы правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Право и экономика. 2015. N 12.
2. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9.
3. Ершова И.В. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 2. С. 5 - 6.
4. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.