Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В.А. ЛАПТЕВ
Нормативный договор как источник права достаточно подробно изучается в курсе общей теории права. В отечественном правоведении отсутствует единое мнение относительно того, какие именно договоры можно отнести к категории "нормативных". Во-первых, это объясняется тем, что нормативный правовой договор существует как в международной, так и во внутригосударственной частях российской правовой системы, и у каждой его разновидности существуют отличительные признаки. Во-вторых, нормативным договором нередко признают любые договоры, способные определять поведение участников общественного отношения, в том числе и трудовой договор (М.Н. Марченко, В.М. Лебедев <1>), который принято относить к категории "индивидуального договора" в силу ст. ст. 56 и 57 ТК РФ. Видится интересным мнение Т.В. Кашаниной о признании за всеми договорами свойств нормативности, в обоснование чего указывается, что им, подобно законам, присущи признаки обязательности и обеспеченности мерами государственного принуждения <2>. При этом в качестве источника права рассматриваются договоры как в публичном, так и в частном праве. Следует отметить, что последний подход присущ англо-американской доктрине договорного права, где договор рассматривается как частное правотворчество - "свое частное право" (create their own private law), легитимированное рамками закона (К. Осакве <3>).
--------------------------------
<1> Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. С. 284; Лебедев В.М. Трудовое право: Проблемы общей части. Томск, 1998. С. 112 - 113.
<2> Кашанина Т.В. Источники права. М.: Проспект, 2015. С. 571 - 577.
<3> Подробнее см.: Осакве К. Свобода договора в англо-американском праве: понятие, сущность и ограничения // Журнал российского права. 2006. N 7, 8.
Вопрос о нормативности договоров ставился и в трудах дореволюционных правоведов. Автономия воли, воплощенная в договоре, рассматривалась как источник права. Так, анализируя подходы К. Гербера и Р. Иеринга в части оценки роли сделок в системе источников права, Н.Л. Дювернуа подчеркивал, что договоры в торговом обороте устанавливали нормы поведения его сторон и заложили основу для формирования в последующем многих законов <4>.
--------------------------------
<4> Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в древней России. М.: Катков и Ко, 1869. С. 11 - 13.
В предпринимательско-правовых отношениях нормативные договоры регулируют все три группы отношений, составляющих предмет предпринимательского права: экономическую деятельность, отношения по регулированию предпринимательства и внутрихозяйственные отношения <5>.
--------------------------------
<5> См.: Лаптев В.А. Предмет современного предпринимательского права // Государство и право. 2015. N 3. С. 17 - 28.
Выделяются международные, внутригосударственные, административные, гражданско-правовые и трудовые нормативные договоры <6>. Учитывая иерархию нормативных договоров в зависимости от их юридической силы и с учетом дислокации применения предлагается рассмотреть внутренние (внутригосударственные) нормативные договоры, регулирующие экономические отношения, в частности конституционные и федеративные, административные, а также коллективные договоры и соглашения. Международные и корпоративные договоры составляют предмет отдельных исследований.
--------------------------------
<6> Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. 2-е изд., доп. и испр. М.: Проспект, 2015. С. 38 - 39.
1. Конституционные и федеративные нормативные правовые договоры. Историческим примером конституционного договора служит Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятый на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. <7>. Не вдаваясь в оценку событий свержения царской власти и февральской революции, данный договор между советскими республиками приобрел статус "нормативного", поскольку содержал условие об образовании единого союзного государства с формированием высших союзных органов, структуру и компетенцию союзных органов, закреплял единое союзное пространство, гражданство и столицу - г. Москва. В экономическом аспекте значимым было закрепление предмета ведения СССР в части установления систем внутренней и внешней торговли, основ народного хозяйства, заключения концессионных договоров, регулирования транспортного и почтово-телеграфного дела, утверждения денежной и кредитной системы, а также установления основ гражданского законодательства (п. 1 Договора). В целом потребностью того времени было объединение экономик советских республик и установление единого хозяйственно-правового режима, способных обеспечить развитие советского народного хозяйства. Как верно отметил С.С. Занковский, договор об образовании СССР наряду с Декларацией об образовании Союза Советских Социалистических Республик (которые совместно составили Основной Закон - Конституцию 1923 г.) заложил основу создания прообразов будущих союзных и союзно-республиканских министерств, при этом союзные республики наделялись правами, в том числе в сфере экономики, по "остаточному принципу" <8>.
--------------------------------
<7> Съезды Советов в документах. 1917 - 1936. Т. III. 1960. С. 18.
<8> Занковский С.С. Конституционные основы предпринимательства в России // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 11 - 22.
На современном этапе отношения между Федерацией и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции РФ). В настоящее время заключены следующие Федеративные договоры: Федеративный договор от 31 марта 1992 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации", от 31 марта 1992 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" и от 31 марта 1992 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" <9>. Преамбулой указанных Договоров определяется предмет их регулирования - федеративные отношения. В частности, полномочия субъектов Федерации определяются по остаточному принципу, объем которых не должен "пересекаться" с ведением федеральных органов (например, по вопросу установления основ единого рынка, федерального транспорта или гражданского законодательства) или с совместным ведением федеральных и региональных органов (в частности, по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности).
--------------------------------
<9> Федеративный договор: Документы: Комментарий. М., 1994.
2. Административные нормативные договоры являются ключевыми источниками права, определяющими отношения между органами исполнительной власти и обеспечивающими их функционал в системе государственного управления, в том числе в сфере регулирования экономической деятельности. Данные договоры способствуют, что называется, продуктивно действовать сообща органам исполнительной власти, поскольку без координации их совместных действий не будет в полной мере обеспечиваться эффективность их работы.
В юридической литературе встречаются подходы, согласно которым к административным договорам относят как нормативные договоры, так и индивидуальные <10>. Существует мнение о конституционной природе всех административных договоров, в частности, по мнению Д.С. Андреева, административный договор - "это искусственная конструкция, представляющая попытку объединить разнопорядковые юридические явления: договорное правовое установление (конкретное) и норму права (абстрактное)" <11>.
--------------------------------
<10> См.: Абдурахманов А.А. Административный договор и его использование в деятельности органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
<11> Андреев Д.С. Административный договор и правовой акт государственного управления // Договор в публичном праве: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.В. Гриценко, Е.Г. Бабелюк. М., 2009. С. 158.
Многочисленные подходы в отечественном правоведении к вопросу классификации административных договоров по различным основаниям удачно исследуется Л.В. Щербаковой <12>. В частности, заслуживает внимания деление административных договоров в зависимости от состава участников (между государственными органами; между государственными органами и организациями; между государственными органами и гражданами).
--------------------------------
<12> Щербакова Л.В. Виды административно-договорных обязательств: основные критерии классификации // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 205 - 219.
Встречается расширительное толкование допустимого предмета административных договоров. В частности, Д.Н. Бахрах полагает возможным их заключение по вопросам разграничения компетенции, сферы управления публичной собственностью, государственных нужд, в форме контрактов с госслужащими и студентами, финансовых и налоговых соглашений, договоров концессии и инвестиционных соглашений, договоров об оказании некоторых услуг частным лицам и т.д. <13>. Такой подход свидетельствует об отнесении к "административным договорам" любых договоров, стороной которых выступает публично-правовое образование. Вместе с этим предлагается категорию "административных договоров" сузить до нормативных договоров в сфере управления (реализации государственной власти), т.е. в публичной сфере, исключив из этого числа предпринимательско-правовые договоры (концессионные и инвестиционные соглашения), трудовые договоры (контракты с госслужащими) и иные индивидуальные договоры, составляющие предметы соответствующих отраслей права.
--------------------------------
<13> Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 1996. С. 174.
Существует мнение о признании публично-частных соглашений в сфере ЖКХ административными договорами <14>. Такой вывод напрашивается исходя из публичного (административного) аспекта их заключения. Вместе с этим в целях устранения правовой неопределенности предлагается относить публично-частные соглашения к категории "предпринимательско-правовых договоров", поскольку они обладают и частными аспектами, что исключает возможность рассматривать их в качестве административных нормативных договоров.
--------------------------------
<14> Широков А.В. Административный договор как форма регулирования государственно-частных партнерств // Административное и муниципальное право. 2008. N 12.
Примером административных договоров между органами государственной власти служит Соглашение от 21 января 2010 г. N 01-69/1, N ММ-27-2/1 о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы <15>, в рамках которого стороны обмениваются информацией для целей контроля за соблюдением таможенного, валютного и налогового законодательства, а также совершенствуют систему мер, обеспечивающую соблюдение законодательства. Аналогичным примером служит Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы (утв. ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37) <16>, в силу которого стороны вырабатывают согласованную позицию при подготовке законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов, а также разрабатывают предложения по совершенствованию мер, обеспечивающих законодательство в области кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость и в сфере налогообложения.
--------------------------------
<15> СПС "КонсультантПлюс".
<16> Вестник Росреестра. 2010. N 3.
Развитие предпринимательства и конкурентной среды во многом обеспечивается деятельностью ФАС России. В связи с чем антимонопольным органом были, в частности, заключены Соглашение от 16 января 2015 г. о взаимодействии между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Федеральной антимонопольной службой или Соглашение от 9 апреля 2010 г. о взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам <17>.
--------------------------------
<17> URL: http://fas.gov.ru/legislative-acts/.
В практике встречаются нормативные договоры (соглашения) государственных органов с негосударственными фондами и общественными организациями (Соглашение от 22 февраля 2011 г. ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом России <18>, Соглашение от 10 декабря 2012 г. о сотрудничестве Федеральной антимонопольной службы и Российской академии наук <19> и др.).
--------------------------------
<18> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<19> URL: http://fas.gov.ru/legislative-acts/.
Административные договоры заключаются между региональными органами власти в области торгово-экономического сотрудничества (например, Соглашение от 27 апреля 2012 г. между Правительством Москвы и Правительством Республики Башкортостан о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве <20>).
--------------------------------
<20> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2012. N 58.
3. Коллективные договоры и соглашения. Известно, что социальное партнерство в сфере труда оформляется коллективными договорами и соглашениями. Несмотря на то что данные нормативные договоры чаще исследуются учеными-трудовиками, предмет данных договоров содержит нормы права, так или иначе влияющие на предпринимательско-правовые отношения (экономическую деятельность предприятия, внутрипроизводственные отношения и т.д.). Более того, за необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора или соглашения установлена административная ответственность (ст. 5.30 КоАП), что свидетельствует об особом правовом режиме и публичной защите интересов лиц при заключении подобных договоров.
Действующим законодательством социальное партнерство осуществляется на шести уровнях: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный (ст. 26 ТК РФ).
Коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Таким образом, подчеркивается, что коллективный договор обладает свойством нормативности.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Данный договор неперсонифицирован и распространяет свое действие на всех работников соответствующей организации (подразделения).
Коллективные договоры являются источником трудового и одновременно предпринимательского права в части таких вопросов (обязательств работников и работодателя), как механизм регулирования оплаты труда с учетом экономической ситуации в стране (роста цен, инфляции), соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества, экологической безопасности на производстве и т.д. (ст. 41 ТК РФ). Между прочим, коллективные договоры также рассматриваются в качестве источника экологического права на предприятиях <21>.
--------------------------------
<21> Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 105.
При размышлении о роли коллективных договоров во внутрихозяйственных отношениях <22>, сразу вспоминается теория коллектива при рассмотрении в советском правоведении юридического лица. Так, по мнению А.В. Венедиктова, юридическая сущность юридического лица заключается в способности коллектива, "обладающего юридической личностью, выступать в гражданском обороте" <23>. В данном ключе видится верным учет социальных связей коллектива, члены которого обеспечивают собственно производственно-хозяйственную составляющую экономической деятельности каждого предприятия. Также в теории социальных связей О.А. Красавчикова <24> наглядно исследуются взаимоотношения и роль директора и работников (трудового коллектива) в реализации хозяйственной правоспособности предприятий.
--------------------------------
<22> Подробнее о внутрихозяйственных отношениях см.: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик, 2010. С. 75 - 78.
<23> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 655 - 657.
<24> Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1.
Коллективные договоры заключаются во многих ведущих публичных корпорациях, информация о которых размещается на их официальных сайтах (например, Аэрофлот <25>, Роснефть <26>, компании группы ЛУКОЙЛ <27> и др.).
--------------------------------
<25> URL: http://www.aeroflot.ru/cms/new/1921.
<26> URL: http://www.rosneft.ru/Development/personnel/motivation/.
<27> URL: http://lukoil-zs.ru/; http://www.es.lukoil.com/; http://www.lukoil-perm.ru/ и др.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).
Выделяются двухсторонние (между работниками и работодателями) и трехсторонние (предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, которые заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения). В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений и территории действия могут заключаться: генеральные (федеральный уровень), межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения (ст. 45 ТК РФ). Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.
Рассматриваемые соглашения содержат не только обязательства работодателя (хозяйствующих субъектов) в сфере труда, но и финансово-производственные обязательства. В частности, федеральное Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 гг. <28> содержит раздел "Экономическая политика", согласно которому стороны обязуются обеспечивать поддержание конкурентных возможностей России, повышение уровня защиты прав собственности и эффективности антимонопольной политики, модернизацию традиционных секторов экономики, совершенствовать систему долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны, проводить консультации по основным направлениям государственной тарифной и ценовой политики и т.д. (п. п. 1.1 - 1.7).
--------------------------------
<28> Российская газета. 2013. 30 декабря. N 295.
Федеральным отраслевым соглашением от 11 октября 2013 г. по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014 - 2016 гг. <29> закрепляется обязанность работодателя (организации) принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы о труде, с учетом мнения профсоюзного органа, в установленных законодательством или коллективным договором (соглашением) случаях (п. 2.1.1). Отраслевым соглашением от 17 декабря 2014 г. по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 - 2017 гг. <30> регулируются производственные и экономические отношения сторон, в частности в сфере модернизации АПК, участия в формировании торговой политики России в условиях импортозамещения, совершенствования механизмов регулирования сельскохозяйственного рынка и т.д. (глава II).
--------------------------------
<29> Солидарность. 25 декабря 2013 г. - 9 января 2014 г. N 48.
<30> Солидарность. 2015. 11 - 18 февраля. N 6.
Нормативные договоры играют важную роль в регулировании общественных отношений, которую следует учитывать в правоприменении <31>. Публичный характер такого договорного нормотворчества наряду с его частными аспектами, как и любой сделки (как автономии воли сторон), свидетельствует о необходимости более глубокого изучения природы подобных договоров в сфере предпринимательства.
--------------------------------
<31> Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. С. 284.
Литература
1. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в древней России. М.: Катков и Ко, 1869.
2. Занковский С.С. Конституционные основы предпринимательства в России // Предпринимательское право. 2014. N 1. С. 11 - 22.
3. Кашанина Т.В. Источники права. М.: Проспект, 2015.
4. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011.
5. Осакве К. Свобода договора в англо-американском праве: понятие, сущность и ограничения // Журнал российского права. 2006. N 7, 8.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.