Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ, ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ
М.Ю. ОСИПОВ
Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным конкурентным правом, является проблема совершенствования законодательства в области антимонополистической деятельности. На эту тему написано немало работ <1>. Ее актуальность связана также с тем, что в настоящее время Российская Федерация является членом ВТО, правила которой предписывают наличие определенных ограничений и соблюдение антимонопольного законодательства <2>.
--------------------------------
<1> Соколовская Е., Овакимян К. Антимонопольный пакет: версия 4.0. Что ждет игроков рынка? // Конкуренция и право. 2015. N 6. С. 25 - 31; Титов Е.Е. Антиконкурентные административные правонарушения: проблемы использования оценочных понятий // Административное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 469 - 472; Соколовская Е. Российский и международный опыт расследования картелей. Новые практики и подходы // Конкуренция и право. 2015. N 2. С. 26 - 30; Шайхеев Т.И. Коллективная монополистическая деятельность по российскому законодательству и законодательству зарубежных стран // Вестник арбитражной практики. 2014. N 4. С. 13 - 22; Шайхеев Т.И. Об антимонопольном законодательстве и практике его применения // Административное право. 2014. N 1. С. 71 - 76; Замрыга Д.В. Проблемы реализации принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций // Конкурентное право. 2014. N 2. С. 12 - 15; Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. N 2. С. 8 - 11.
<2> Дмитриева Г.К., Ершова И.В., Карташов А.В., Шахназаров Б.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: Монография / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма; Инфра-М, 2013; Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. 2006. N 11.
В частности, статья VIII Генерального соглашения о торговле услугами гласит: "Каждый член обеспечивает, чтобы любой монопольный поставщик услуг на его территории при монопольной поставке услуги на соответствующем рынке не действовал образом, несовместимым с обязательствами этого члена по статье II и его специфическими обязательствами" <3>. При этом статья II указанного Соглашения гласит: "В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый Член немедленно и безусловно предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны" <4>.
--------------------------------
<3> Генеральное соглашение о торговле услугами. Приложение 1B к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Там же.
При этом, "если монопольный поставщик члена конкурирует прямо или через аффилированную компанию при поставке услуги вне сферы своих монопольных прав и если эта услуга является предметом специфических обязательств этого члена, то член обеспечивает, чтобы такой поставщик не злоупотреблял своим монопольным положением, действуя на его территории образом, несовместимым с такими обязательствами" <5>.
--------------------------------
<5> Там же.
При этом под монопольным поставщиком услуги согласно нормам ВТО следует понимать "любое лицо, государственное или частное, которое на соответствующем рынке территории члена уполномочено либо официально или фактически создано таким членом в качестве единственного поставщика такой услуги" <6>.
--------------------------------
<6> Генеральное соглашение о торговле услугами; Шабанова И.И. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО // Предпринимательское право. 2010. N 3. С. 24 - 29.
В Российской Федерации на сегодняшний день вопросы правового регулирования защиты конкуренции регламентируются Федеральным законом о защите конкуренции <7>. Согласно данному Закону монополистическая деятельность - это "злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью" <8>.
--------------------------------
<7> См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 5 октября 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 января 2016 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Там же.
Как справедливо отмечается в литературе, "данное определение монополистической деятельности не отвечает требованиям юридической техники <9>, поскольку для того, чтобы раскрыть понятие "монополистической деятельности, необходимо определить: 1) что представляет собой доминирующее положение на товарном рынке; 2) что представляет собой группа лиц; 3) в чем состоит злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; 4) какие соглашения или согласованные действия запрещены антимонопольным законодательством; 5) какие иные действия (бездействие) признаны в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью" <10>. По нашему мнению, раскрыть все эти положения в одном определении представляется невозможным в силу их громоздкости.
--------------------------------
<9> Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2006. С. 160 - 162.
<10> Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. N 2.
Например, согласно Закону о защите конкуренции под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением следует понимать "действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)" (Закон о защите конкуренции).
Согласно статье 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), если:
- такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
- такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
- о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
- об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
- об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
Также согласно Закону о защите конкуренции запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:
- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- сокращению или прекращению производства товаров;
- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.
Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Кроме того, запрещаются иные согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов, если установлено, что они приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:
- навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Теперь посмотрим, каким образом осуществляется правовое регулирование защиты конкуренции и преследование монополистической деятельности во Франции.
Согласно статье L 420-1 Коммерческого кодекса Франции "согласованные действия, соглашения, или молчаливые сговоры или коалиции, в том числе при прямом или опосредованном участии товарищества, входящего в состав группы, расположенной за пределами Франции, когда они направлены или могут иметь следствием воспрепятствование, ограничение или нарушение механизма конкуренции на рынке запрещаются, в частности когда они имеют целью:
1) ограничить доступ на рынок или свободные конкурентные действия других предприятий;
2) воспрепятствовать установлению цен на основе свободного рыночного механизма путем содействия их искусственному повышению или понижению;
3) ограничить или взять под контроль выпуск продукции, каналы сбыта, инвестиции или техническое развитие;
4) распределить рынки или источники снабжения" <11>.
--------------------------------
<11> Коммерческий кодекс Франции / Предисловие, перевод с фр., дополнение, словарь-справочник и комментарии В.Н. Захватаева. М., 2008. С. 366.
Также согласно статье L 420-2 запрещается злоупотребление предприятием или группой предприятий своим доминирующим положением на внутреннем рынке или его существенной части. Это злоупотребление может, в частности, состоять в отказе в продаже, в связанных продажах или дискриминационных условиях продажи, а также в разрыве коммерческих отношений по той единственной причине, что партнер отказывается подчиниться необоснованным коммерческим требованиям".
При этом представляется очень важным обратить внимание на ряд существенных моментов, отличающих российское законодательство в области защиты конкуренции от законодательства Франции.
В отличие от российского законодательства законодательство о защите конкуренции во Франции исходит из других предпосылок.
Во-первых, в отличие от российского законодательства в нем не определяется понятие "доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке". Казалось бы, с одной стороны, это плохо, поскольку неясно, что представляет собой доминирующее положение на рынке. Однако внимательное повторное прочтение текста закона все расставляет на свои места. Под доминирующим положением на внутреннем рынке или его существенной части следует понимать такое положение на рынке, когда предприятие или группа предприятий имеет реальную возможность злоупотреблять своим положением: отказывать в продажах, осуществлять связанные продажи, т.е. "осуществлять продажу двух или более предметов (работ, услуг) по одной общей цене, когда в силу требований продавца эти предметы (работы, услуги) не могут быть приобретены в отдельности" <12>, и получать дополнительную прибыль за счет совершения таких действий, причиняя ущерб другим участникам рынка.
--------------------------------
<12> Там же.
Коммерческий кодекс Франции устанавливает ряд исключений из правил антимонопольного регулирования:
1) указанные в статьях L 420-1, L 420-2 действия могут быть признаны правомерными, если:
- они вытекают из законодательного акта или же из регламентного акта, изданного для его применения;
- предпринимаются лицами, которые могут представить доказательства того, что эти действия имеют целью обеспечение экономического развития, в том числе создание или сохранение рабочих мест, и сохраняют за потребителями справедливую долю получаемой от этого прибыли, не создавая при этом для заинтересованных предприятий возможности устранения конкуренции в отношении существенной части соответствующей продукции.
Эти действия, которые могут состоять в установлении для сельскохозяйственной продукции или продукции сельскохозяйственного происхождения, выпускаемой под той же торговой маркой или фирменным знаком, объемов и качества производства, а также в установлении торговой политики, включая согласование общей цены продажи, могут ограничивать конкуренцию лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения указанной цели развития.
При этом декретом, принимаемым по получении положительного заключения Антимонопольного совета, некоторые категории соглашений или некоторые соглашения, в частности, когда они имеют целью улучшение управления средними или малыми предприятиями, могут быть признаны удовлетворяющими этим требованиям.
Согласно статье L 420-5 Коммерческого кодекса Франции "запрещаются предложения цены или ценовая практика продаж потребителям на недопустимо низком уровне по отношению к стоимости производства, переработки и реализации, когда эти предложения или практика имеют целью или могут иметь следствием вытеснение с рынка предприятия или создание препятствий к доступу на рынок предприятия или какой-либо его продукции".
При этом затраты реализации включают, равным образом и в обязательном порядке, все расходы, вытекающие из выполнения установленных законом и регламентами обязанностей, связанных с безопасностью продукции.
Эти положения не применяются в случае перепродажи продукции в том же состоянии, за исключением звуковых записей, воспроизводящихся на материальных носителях и на видеограммах, предназначенных для публичного показа.
Также в законодательстве Франции существуют нормы, которые описывают процедуру концентрации предприятий, что отсутствует в российском законодательстве.
Согласно статье L 430-1 Коммерческого кодекса Франции "операция концентрации имеет место быть, когда: 1) происходит слияние двух или нескольких ранее независимых предприятий, 2) когда одно или несколько предприятий или когда одно или несколько лиц, контролирующих хотя бы одно предприятие, приобретают, прямо или опосредованно, контроль над всеми или над частью одного или нескольких других предприятий либо путем приобретения доли участия в уставном капитале или покупки активов, или прав по договору, либо иным путем".
При этом под контроль попадают любые операции концентрации при наличии одновременно следующих условий:
- сумма общего мирового торгового оборота, без налогов, всех групп физических или юридических лиц, являющихся участниками концентрации, превышает 150 млн. евро;
- сумма общего торгового оборота во Франции, без налогов, достигнутого более чем двумя предприятиями или группами соответствующих физических или юридических лиц, превышает 50 млн. евро;
- операция не подпадает под действие Регламента (ЕЭС) от 21 декабря 1989 г. N 4064/89 Совета о контроле над операциями концентрации, осуществляемыми между предприятиями.
При этом смысл контроля за концентрацией предприятий состоит в том, что, во-первых, до его осуществления необходимо уведомить министра, ответственного за соответствующую сферу экономики, а во-вторых, фактическое осуществление операции, влекущей концентрацию, может иметь место лишь с согласия министра, ответственного за сферу экономики, и в надлежащих случаях министра, ответственного за соответствующую отрасль экономики.
Также во Франции особое внимание уделяется таким нарушающим конкуренцию действиям, как демпинг: продажа товара ниже его себестоимости, поставки с длительной отсрочкой платежа, продажа товаров или предоставление услуг, которое создает у потребителя на безвозмездной основе право на получение премии, по типу "купи товар, выиграй квартиру или автомобиль или туристическую поездку", то есть на товары, работы или услуги, которые не идентичны тем, которые реализовываются или осуществляются. При этом указанное правило не распространяется на продажу незначительных предметов или услуг незначительной стоимости или образцов.
Что же касается опыта правового регулирования конкуренции в Германии, то представляются достаточно интересными для российского законодательства следующие положения:
- запрет для торгового служащего без согласия принципала заниматься коммерческой деятельностью и совершать сделки за свой или за чужой счет в сфере деятельности принципала, в том числе после окончания своей служебной деятельности у данного принципала. При этом указанный запрет может сохранять силу, если принципал после окончания срока службы обязуется выплачивать бывшему торговому служащему возмещение, которое за каждый год запрета составляет не менее 1/2 выплат в последний раз полученных торговым служащим в соответствии с договором;
- запрет для волонтеров, которые оказывают коммерческие услуги безвозмездно в целях своего обучения, служащего без согласия принципала заниматься коммерческой деятельностью и совершать сделки за свой или за чужой счет в сфере деятельности принципала;
- запрет для участника товарищества совершать сделки в той же коммерческой области, что и товарищество либо состоять в другом торговом товариществе подобного вида в качестве лично ответственного участника;
- запрет для членов правления акционерного общества без разрешения наблюдательного совета совершать сделки за свой или за чужой счет в сфере деятельности общества или заниматься коммерческой деятельностью;
- запрет членам наблюдательного совета быть торговыми представителями общества, уполномоченными на ведение всех дел;
- запрет для лично ответственного участника коммандитного товарищества на акциях без прямого согласия остальных членов коммандитного товарищества и наблюдательного совета на ведение дел за свой или чужой счет в сфере деятельности товарищества <13>.
--------------------------------
<13> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах (Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz) / Пер. с нем. Е.А. Дубовицкой; сост. В. Бергманн; науч. ред. Т.Ф. Яковлева. 2-е изд., перераб. М., 2009.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного мы можем предложить ряд мер по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты конкуренции:
1) упростить антимонопольное законодательство исключив из него такое понятие, как "монопольно высокая или монопольно низкая цена";
2) упростить перечень соглашений (согласованных действий), которые ведут к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, признав в качестве таковых только такие, которые:
- ведут к ограничению доступа на рынок или свободных конкурентных действий других хозяйствующих субъектов;
- препятствуют установлению цен на основе свободного рыночного механизма путем содействия их искусственному повышению или понижению;
- ограничивают или берут под контроль выпуск продукции, каналы сбыта, инвестиции, или техническое развитие;
- распределяют рынки или источники снабжения;
3) признать незаконными любые действия, которые ведут к последствиям, указанным в пункте 2;
4) признать недействительными любые нормативные правовые акты, которые ведут к последствиям, указанным в пункте 2;
5) ввести запрет на связанные продажи;
6) ввести запреты на осуществление руководителями предприятий коммерческой деятельности от своего имени за свой или чужой счет, а также торговыми служащими коммерческой деятельности или сделок в той сфере, в которой работает данное коммерческое предприятие в целях предотвращения рейдерских захватов <14>;
--------------------------------
<14> Беляев В. Защита акционера. Пять способов эффективной защиты корпоративной собственности // Юрист спешит на помощь. 2015. N 11. С. 33, 34; Демченко А.С. Правовые способы защиты от недружественных поглощений в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8. С. 84 - 90.
7) ввести институт правительственного контроля за сделками, направленными на концентрацию капитала.
Думается, указанные меры в какой-то мере помогут в совершенствовании законодательства в сфере защиты конкуренции, а также будут способствовать улучшению состояния дел в данной сфере.
Библиография
Генеральное соглашение о торговле услугами. Приложение 1B к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс".
Коммерческий кодекс Франции / Предисловие, перевод с фр., дополнение, словарь-справочник и комментарии В.Н. Захватаева. М.: Волтерс Клувер, 2008.
Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах (Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftsgesetz) / Пер. с нем. Е.А. Дубовицкой; сост. В. Бергманн; науч. ред. Т.Ф. Яковлева. 2-е изд., перераб. М.: Волтерс Клувер, 2009.
Беляев В. Защита акционера. Пять способов эффективной защиты корпоративной собственности // Юрист спешит на помощь. 2015. N 11.
Демченко А.С. Правовые способы защиты от недружественных поглощений в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 8.
Дмитриева Г.К., Ершова И.В., Карташов А.В., Шахназаров Б.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: Монография / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма; Инфра-М, 2013.
Доронина Н.Г. Правовые проблемы вступления России в ВТО // Журнал российского права. 2006. N 11.
Замрыга Д.В. Проблемы реализации принципа поддержания конкуренции и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию в деятельности государственных корпораций // Конкурентное право. 2014. N 2.
Осипов М.Ю. О некоторых проблемах реализации положений Федерального закона о защите конкуренции // Конкурентное право. 2014. N 2.
Соколовская Е. Российский и международный опыт расследования картелей. Новые практики и подходы // Конкуренция и право. 2015. N 2.
Соколовская Е., Овакимян К. Антимонопольный пакет: версия 4.0. Что ждет игроков рынка? // Конкуренция и право. 2015. N 6.
Титов Е.Е. Антиконкурентные административные правонарушения: проблемы использования оценочных понятий // Административное и муниципальное право. 2015. N 5.
Шабанова И.И. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО // Предпринимательское право. 2010. N 3.
Шайхеев Т. Доминирующее положение на рынке: теория и практика // ЭЖ-Юрист. 2014. N 39.
Шайхеев Т.И. Коллективная монополистическая деятельность по российскому законодательству и законодательству зарубежных стран // Вестник арбитражной практики. 2014. N 4.
Шайхеев Т.И. Об антимонопольном законодательстве и практике его применения // Административное право. 2014. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.