Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Н.С. ВИНОКУРОВА
Интеграция образования, науки и бизнеса в целях оптимизации инновационного развития экономики России осуществляется в настоящее время сложно и весьма противоречиво. С одной стороны, можно констатировать большое внимание, которое уделяется этому ключевому направлению развития страны. Об этом, в частности, свидетельствуют принятые в последние годы стратегические решения по различным аспектам инновационного развития образования и науки как важного, прорывного направления модернизации общественного производства, кардинального улучшения материального и духовного уровня жизни российских граждан.
Среди такого рода документов в первую очередь следует назвать: Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года <1>; Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы <2>; Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы <3> и ряд других правовых актов.
--------------------------------
<1> Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р // СПС "КонсультантПлюс".
С другой стороны, анализ правовых документов, исключительно важных для правильного понимания сущности и перспектив интеграции сфер образования, науки и бизнеса, и прежде всего Федеральных законов "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании в РФ) <4> и "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственно-частном партнерстве) <5>, свидетельствует о том, что возможности (формы, методы, требования, условия и т.п.) максимально тесного сотрудничества между собой субъектов указанных отношений прописаны откровенно слабо.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Так, в Законе об образовании речь главным образом идет об интеграции различных образовательных программ. Что касается непосредственно кадрового обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развития и внедрения в производство высоких технологий (ст. 24 Закона), то оно ограничено только рамками национальных исследовательских университетов, перечень которых в масштабах всей России невелик. Такой подход означает, что интеграция научно-педагогического и предпринимательского потенциалов российского общества может быть сконцентрирована только в наиболее крупных федеральных и региональных центрах. Это противоречит весьма логичной и перспективной, на наш взгляд, полицентричной пространственной структуре размещения экономики страны. Ее суть сводится к целесообразности формирования в России множества центров экономического роста, к числу которых следует отнести практически все крупнейшие и крупные регионы и города, что будет способствовать реализации сетевого эффекта вокруг этих центров. При этом, что представляется особо важным, импульс к развитию должны получать не только крупные и сверхкрупные, но и средние, а также малые города через включение их в соответствующие агломерации <6>. Отсюда вполне понятно, что интеграция интеллектуальных ресурсов образования и науки и реальных интересов бизнеса в инновационном развитии экономики России должна осуществляться не точечно, а повсеместно.
--------------------------------
<6> См.: Татаркин А.И. Пространственные факторы системной модернизации Российской Федерации // Бизнес, менеджмент и право. 2012. N 1. С. 17.
Правда, ст. 72 Закона об образовании в Российской Федерации более определенно регламентирует формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности, однако цели такой интеграции не выходят за рамки самой образовательной деятельности. Поэтому тесная интеграция научно-образовательной сферы с инновационной составляющей промышленного производства, а равно с предпринимательским сообществом (бизнес-структурами) прописана здесь весьма скромно. Не меняет существенно данной оценки и то обстоятельство, что ст. 103 рассматриваемого Закона регламентирует создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Данный вид инновационной деятельности может быть в принципе весьма полезен применительно к функционированию так называемого малого бизнеса. Однако для эффективного использования прорывных инновационных научных разработок на стратегических направлениях развития российской экономики этого явно недостаточно.
Весьма слабо прописано инновационное взаимодействие образования и науки с бизнес-сообществом также и в Законе о государственно-частном партнерстве. В качестве существенного недостатка данного правового акта следует отметить, что в нем государственно-частное партнерство рассматривается применительно к имущественным, а точнее, вещным (материальным) образованиям. Так, перечисленные в ст. 7 рассматриваемого Закона объекты соглашения о государственно-частном партнерстве представляют собой материальные (вещные) носители, в том числе и объекты образования. К числу последних могут быть отнесены, например, различные дошкольные организации, школы, вузы и т.п. То есть, по сути дела, речь здесь идет об инфраструктурных объектах сферы образования: зданиях, сооружениях, коммуникациях и т.д. Причем бросается в глаза то, что об объектах науки (в том числе объектах Российской академии наук) здесь вообще ничего не сказано. А ведь это один из самых мощных арсеналов интеллектуального и инновационного развития экономики России.
Вместе с тем отмеченная выше принципиальная важность реализации инновационного подхода применительно к сфере образования, и особенно к научной деятельности, диктует необходимость выделения в качестве самостоятельного объекта государственно-частного партнерства инновационных продуктов интеллектуальной деятельности в сфере образования и науки (изобретений; секретов производства (ноу-хау); инновационных технологий, разработок, методик и т.п.), которые могут со значительно большей отдачей использоваться в модернизации всего экономического, социального и культурного потенциалов России.
Это обусловлено тем, что именно инновационные интеллектуальные продукты (результаты интеллектуальной деятельности) высокопрофессионального научно-педагогического сообщества могут быть положены в основу совершенствования практики тесного, делового сотрудничества представителей образовательных и научных организаций с одной стороны и бизнес-структур - с другой. Поэтому отсутствие в анализируемом Законе четкой и ясной регламентации интеллектуального аспекта государственно-частного партнерства в качестве его самостоятельного и важного элемента является, по нашему мнению, существенным недостатком рассматриваемого правового документа, который необходимо исправить.
Наряду с дефектами правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере интеграции потенциальных возможностей образования, науки и бизнеса следует обратить внимание на другие весьма сложные и острые проблемы. Как отмечается в упомянутой выше Стратегии инновационного развития Российской Федерации, ключевой проблемой является также в целом низкий спрос на инновации в российской экономике. Как показывает анализ практики социально-экономического развития страны, ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере. И это явно диссонирует с тем, что, как отмечается в той же самой Стратегии, у России до сих пор сохраняются важные конкурентные преимущества в виде человеческого капитала. Так, по доле населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием (22,8% численности населения в возрасте от 25 до 64 лет) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию.
Другой серьезной проблемой, на которую также указала Стратегия инновационного развития Российской Федерации, является избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. В результате этого российское машиностроение находится далеко не в лучшей форме. Вместе с тем именно в данной отрасли имеются значительные инновационные ресурсы при условии, если ими рационально, по-хозяйски распорядиться.
Серьезным негативным фактором современного развития России является ее нынешнее финансово-экономическое положение, не позволяющее государству в одиночку нести на себе весь груз фундаментальных расходов на образование, науку, инновационное развитие экономики. Нужна активная помощь российского бизнеса, который, собственно говоря, и является одним из основных потребителей выпускников образовательных организаций, из которых формируется кадровый состав производственных структур предпринимательского сообщества. Так, ежегодно сотни тысяч выпускников вузов и средних профессиональных образовательных организаций поступают на работу в различные предпринимательские структуры, в том числе на крупные предприятия частного сектора. При этом важно учитывать, что подготовка большей части такого рода специалистов осуществляется на бюджетной основе, т.е. государство вкладывает в подготовку специалистов, в том числе и для бизнеса, весьма значительные финансовые ресурсы. Поэтому было бы справедливо, чтобы и предпринимательское сообщество вносило существенную лепту в инновационное развитие образования и науки.
О необходимости тесного взаимодействия государства и бизнеса в инновационном развитии образовательной и научной сфер свидетельствует и зарубежный опыт. Он показывает, что даже очень богатые государства с хорошо развитой и успешной рыночной экономикой (США, Япония, ФРГ и др.) не в состоянии реализовать весь комплекс глобальных задач только на основе государственного финансирования инновационного развития различных отраслей экономики, сферы образования, науки, культуры и т.п.
В этой связи необходимо значительно активизировать взаимодействие государства и бизнеса в рамках публично-частного партнерства. Для этого необходимо устранить те недостатки и перекосы в российской инновационной политике в сферах образования и науки, которые сложились в нашей повседневной жизни и которые серьезно препятствуют реализации сложных, масштабных и амбиционных задач по успешному, прорывному формированию экономики и социальной сферы России, выведению нашей страны на уровень лидеров развития мирового прогресса.
Литература
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р // СПС "КонсультантПлюс".
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 // СПС "КонсультантПлюс".
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р // СПС "КонсультантПлюс".
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. Татаркин А.И. Пространственные факторы системной модернизации Российской Федерации // Бизнес, менеджмент и право. 2012. N 1. С. 17.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.