Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Е.В. ОБОЛОНКОВА
Предоставление на определенных территориях специальных (особых) условий экономического развития, включающих в себя налоговые и иные льготы, является средством воздействия на развитие экономики не только отдельного региона, но и государства в целом. Такие территории создаются как на территории Российской Федерации, так и на территориях различных зарубежных стран.
Законодательство, определяющее правовое положение таких территорий в Российской Федерации, состоит из целого ряда нормативных правовых актов. Так, в условиях рыночной экономики был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также созданы особые экономические зоны (ОЭЗ), правовое положение которых регулировалось специальными законами. Создание ОЭЗ в Магаданской области было предусмотрено Федеральным законом от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области"; создание ОЭЗ в Калининградской области, функционирующей до 1 апреля 2025 г., было предусмотрено Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Впоследствии был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Создание свободной экономической зоны на территории Республики Крым было предусмотрено Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В качестве следующего этапа развития законодательства можно указать на принятие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития". Последним из рассматриваемых законодательных актов был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", который предусмотрел наиболее широкий состав льгот и преференций, предоставляемых его резидентам.
Необходимо также отметить, что не так давно был разработан пакет законопроектов "О свободном порте Дальнего Востока"; "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Дальнего Востока", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Дальнего Востока". Целями принятия основного из названных законопроектов являются:
- распространение режима свободного порта Владивосток на отдельные территории Дальневосточного федерального округа;
- развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- ускорение социально-экономического развития территорий свободного порта Дальнего Востока и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории Дальневосточного федерального округа.
При этом в ст. 2 законопроекта "О свободном порте Дальнего Востока" под свободным портом Дальнего Востока понимается часть территории субъектов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, на которой в соответствии с данным законопроектом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки.
Законопроектом к свободному порту Дальнего Востока (ст. 4) отнесены территории:
- муниципальных образований Камчатского края: городского округа Петропавловск-Камчатский, Вилючинского городского округа, Елизовского муниципального округа (свободный порт Камчатка);
- муниципальных образований Хабаровского края: Ванинского муниципального района, Николаевского муниципального района, Охотского муниципального района, Советско-Гаванского муниципального района, Ульчского муниципального района (свободный порт Хабаровск);
- муниципальных образований Сахалинской области: городского округа Корсаковский, городского округа Холмский, городского округа Невельский (свободный порт Сахалин);
- муниципальных образований Чукотского автономного округа: Анадырского муниципального района, Ильтинского муниципального района, Провиденского муниципального района, Чаунского муниципального района (свободный порт Чукотка).
Таким образом, его действие носит локальный характер.
Законопроект предусматривает ряд мер государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности, аналогичных режиму свободного порта Владивостока. В законопроекте помимо отсылок к Федеральным законам "О территориях опережающего развития" и "О свободном порте Владивосток" содержатся отсылки к Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение о свободных экономических зонах).
Представляется, что введение такой правовой категории, как "свободный порт", призвано заменить собой категорию портовых экономических зон, создание которых было ранее предусмотрено Федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ". Возникла необходимость в более гибком регулировании - закреплении возможности сочетания режимов различных зон на одной территории, а также в учете положений международных договоров, в том числе Соглашения о свободных экономических зонах, содержащего определение свободной (специальной, особой) экономической зоны и портовой свободной (специальной, особой) экономической зоны. Под последней понимается свободная (специальная, особая) экономическая зона, которая создается на части территории морского, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров.
Таким образом, следует считать, что введение такой правовой категории, как "свободный порт", в отечественном законодательстве является оправданным и актуальным. В то же время представляется, что создание свободного порта, в том числе исходя из определения, содержащегося в Соглашении об особых экономических зонах, возможно не только на территории Дальневосточного федерального округа, но и (в случае необходимости) в других регионах Российской Федерации.
В связи с этим необходимо отметить, что в июне 2015 г. Минтрансом России был разработан проект Федерального закона "О свободных портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. В данном законопроекте были закреплены такие понятия, как:
--------------------------------
<1> http://portnews.ru/news/200812
- свободный порт - часть территории Российской Федерации, включающая территории и (или) акватории морских, речных портов, открытых для захода иностранных судов, территории аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки; и (или) прилегающие к таким морским, речным портам, к аэропортам территории, и (или) планируемые для размещения таких морских, речных портов, аэропортов территории, на которых действуют меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;
- территория свободного порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах свободного порта, в том числе искусственный земельный участок или искусственные земельные участки.
Кроме того, в законопроекте определяются такие понятия, как "акватория свободного порта", "объекты инфраструктуры свободного порта". Таким образом, определения законопроекта соответствуют положениям действующего Соглашения о свободных экономических зонах.
В качестве органов управления свободного порта названы: уполномоченный федеральный орган; резидент свободного порта; администрация свободного порта.
Предусмотрен достаточно широкий спектр мер поддержки предпринимательской деятельности, к которым относятся:
- особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов;
- особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории свободного порта;
- особенности въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и ряд других.
Предполагается, что создан свободный порт может быть на срок 49 лет. Таким образом, на сегодняшний день существует два подхода к развитию законодательства о свободных портах. В первом случае - это создание свободных портов в определенном регионе с копированием норм ранее принятых законов на 70 - 80%. Во втором случае - формулирование общего понятия "свободный порт" и принципов его регулирования с возможным созданием таких портов в случае необходимости на всей территории Российской Федерации. Второй подход представляется более продуктивным, кроме того, он позволяет максимально избежать повторов.
Создание свободных портов было предусмотрено ранее не только Федеральным законом "О свободном порте Владивосток", но и Федеральным законом "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Так, согласно статье 7 этого Закона на территории свободного порта применяется отдельный порядок осуществления процедур пограничного, таможенного и иного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств в свободных портах, установленный решением Правительства РФ; применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная таможенным законодательством Таможенного союза; на отдельном участке, отдельных участках территории свободного порта может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны в соответствии с Соглашением об особых экономических зонах.
В связи с изложенным следует сделать вывод о том, что правовая категория "свободный порт" должна носить обобщающий характер и применяться в отношении различных портов на территории Российской Федерации, при этом ее определение должно содержаться в общих положениях соответствующего федерального закона. При возникновении необходимости создания конкретного свободного порта в определенном регионе особенности его правового положения могут устанавливаться или особенными положениями федерального закона, содержащего общие положения о таких портах, или подзаконными нормативными актами.
На сегодняшний день проект Федерального закона "О свободных портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который может стать основой для развития законодательства о свободных портах, состоит из семи глав: глава 1 "Общие положения"; глава 2 "Создание и прекращение существования свободного порта"; глава 3 "Управление свободным портом"; глава 4 "Правовое положение резидентов свободного порта"; глава 5 "Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в границах свободного порта"; глава 6 "Применение процедуры свободной таможенной зоны в границах свободного порта"; глава 7 "Заключительные положения", в тексте которой вносится ряд изменений и дополнений в уже действующие нормативные правовые акты, в том числе ряд кодексов.
При доработке и принятии названного Федерального закона представляется целесообразным и признание утратившими силу соответствующих положений Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также, возможно, изменение соответствующих положений Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.