Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА ПО ТРУБОПРОВОДАМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ
С.А. ПАРАЩУК
Доступ независимых организаций и потребителей к системе газоснабжения является предметом регулирования не только специального законодательства в сфере газоснабжения, но и законодательства о защите конкуренции, а также законодательства о естественных монополиях. Такой подход законодателя обусловлен тем, что потребители должны иметь равный доступ к объектам газотранспортной системы. Препятствием к обеспечению равного доступа может служить монополизация рынка в сфере транспортировки газа по трубопроводам, зачастую наличие в этой сфере режима естественной монополии.
В настоящее время обсуждаются предложения ФАС России по обеспечению равного доступа к газотранспортной системе. Так, предлагается ограничить, а впоследствии полностью ликвидировать монополию в области транспортировки газа, а также его хранения. Действующая модель ценообразования в газотранспортном бизнесе считается "непрозрачной", находящейся под контролем одного монополиста - ОАО "Газпром" <1>.
--------------------------------
<1> URL: http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_38623.html.
Норма ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <2> относит транспортировку газа по трубопроводам к сфере деятельности субъектов естественных монополий как особого состояния товарного рынка. Аналогичная норма содержится в норме ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <3>, согласно которой оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Законом о газоснабжении и другими федеральными законами.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426. Закон с изменениями от 30.12.2012. Далее - Закон о естественных монополиях.
<3> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667. Закон с изменениями от 03.11.2015. Далее - Закон о газоснабжении.
Основные запреты, связанные с ограничением свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, включая субъектов естественной монополии, содержатся в ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <4>, устанавливающей запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Согласно п. 1 ст. 10 данного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434. Закон с изменениями от 05.10.2015 Далее - Закон о защите конкуренции.
Соответствующие антимонопольные требования для организаций - собственников систем газоснабжения предусмотрены ст. 26 Закона о газоснабжении. Так, организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки, создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа, сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен и др.
Для анализа проблем доступа на рынок транспортировки газа по трубопроводам следует определить понятия "трубопровод" и "газопровод", а также тесно связанные с ними категории.
Понятие "трубопровод" не является однозначным в нормативных актах и в доктринальных источниках. Так, о трубопроводе упоминается в ст. 133.1 ГК РФ при определении единого недвижимого комплекса, под которым понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В специальной литературе под трубопроводом понимается инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ, пылевидных и разжиженных масс <5>.
--------------------------------
<5> См.: Металлические конструкции: Учебник для строит. вузов / Под ред. В.В. Горева. Т. 3. М., 2002. С. 72 - 73.
О некоторых видах трубопроводов упоминается в нормативных актах. Так, в ст. 74 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" говорится о газопроводах, нефтепроводах, нефтепродуктопроводах, конденсатопроводах. Также выделяются трубопроводы горячего и холодного водоснабжения, трубопроводы отопления, канализации <6>, воздухопроводы, паропроводы, маслопроводы, аммиакопроводы и др. <7>.
--------------------------------
<6> См.: Приказ ФМС России от 26 сентября 2014 г. N 534 "Об утверждении типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии" // Российская газета. 22.12.2014. N 291.
<7> URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%F3%E1%EE%EF%F0%EE%E2%EE%E4.
В нормативных актах особо упоминается о магистральных трубопроводах: "магистральный трубопровод" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта <8>. В правовой литературе под магистральным трубопроводом понимается комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, производства или хранения до мест потребления <9>.
--------------------------------
<8> Пункт 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2009 г. N 1039 (ред. от 20.07.2012) // СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6569.
<9> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров и др.; под ред. А.И. Чучаева. Испр., доп., перераб. М.: Контракт, 2013. 672 с.
В соответствии с п. 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 г. и Госгортехнадзором РФ от 22 апреля 1992 г. N 9, в состав трубопроводов входят: непосредственно трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода и др. Следует отметить, что указанный нормативный акт является обязательным для исполнения прежде всего для предприятий трубопроводного транспорта. Таким образом, магистральный трубопровод связан с понятием "трубопроводный транспорт".
Понятие "трубопроводный транспорт" упоминается в ряде законодательных актов <10>, но определение его не раскрывается. Так, согласно п. 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ трубопроводный транспорт относится к федеральному транспорту.
--------------------------------
<10> См.: Налоговый кодекс РФ (ст. 148) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (п. 1 ст. 4) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126; Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. ст. 311 - 312) // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
В юридической литературе трубопроводный транспорт понимается как самостоятельный вид транспорта, предназначенный для транспортировки по трубам газообразных и жидких веществ <11>. Некоторые авторы, в частности А.И. Перчик, включают магистральные трубопроводы в самостоятельную систему магистрального трубопроводного транспорта (МТТ), которая, по их мнению, должна регулироваться нормами трубопроводного права как подотраслью транспортного права <12>.
--------------------------------
<11> См.: Алиев Э.А. Международный трубопроводный транспорт: правовые аспекты // Международное публичное и частное право. 2013. N 6. С. 19 - 22.
<12> См.: Перчик А.И. Трубопроводное право. М., 2002.
Следует отметить, что понятие "магистральный трубопроводный транспорт" было сформулировано в проекте Федерального закона N 99045329-2 "О магистральном трубопроводном транспорте" <13>. Так, согласно ст. 2 проекта магистральный трубопроводный транспорт - вид транспорта, предназначенный для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий продукции по специальным трубопроводам. Магистральный трубопроводный транспорт состоит из технологически, организационно и экономически независимых систем магистрального трубопроводного транспорта, магистральных трубопроводов. При этом магистральный трубопровод - единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пунктов сдачи, технологического хранения или перевалки (передачи) на другой вид транспорта. Указанный комплекс может находиться в собственности организации, получившей его объекты в собственность в процессе приватизации, создавшей или приобретшей их по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, или же в установленном порядке передан в хозяйственное ведение эксплуатирующей организации.
--------------------------------
<13> Редакция, принятая ГД ФС РФ в первом чтении 21 сентября 1999 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Понятие "газопровод" также используется в нормативных актах, но его содержание не раскрывается.
В юридической литературе высказываются следующие соображения. Так, по мнению А.И. Чучаева, газопровод - это сооружение, служащее для перекачки газа <14>. Г.Н. Борзенков и В.С. Комиссаров считают, что под газопроводом следует понимать трубопроводный транспорт, предназначенный для транспортировки газа <15>.
--------------------------------
<14> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров и др.; под ред. А.И. Чучаева. М., 2013.
<15> См.: Курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М.: Зерцало, 2002. Т. 4: Особенная часть. С. 374.
По мнению А.Ф. Шарифуллиной, принципиальным является разделение правового регулирования в зависимости от вида газотранспортной системы: транспортировка по магистральным газопроводам, отнесенным к единой системе газоснабжения, или по газораспределительным сетям <16>.
--------------------------------
<16> См.: Шарифуллина А.Ф. Правовое регулирование доступа к газотранспортным системам // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 1. С. 57 - 65.
В нормативных актах дается определение важнейшего понятия "газотранспортная система". Так, в соответствии с п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 <17>, под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях. Аналогичное определение газотранспортной системы содержится в п. 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 <18>.
--------------------------------
<17> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1870.
<18> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 770.
В Соглашении о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, заключенном 9 декабря 2010 г. <19>, к газотранспортным системам относятся сооружения для транспортировки газа, включающие магистральные газопроводы и связанные с ними единым технологическим процессом объекты, кроме газораспределительных сетей. При этом под услугами по транспортировке газа понимаются услуги по перемещению газа по газотранспортным системам.
--------------------------------
<19> Заключено в Москве между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В Законе о газоснабжении объекты транспортировки газа включены в общее понятие "система газоснабжения" - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа. При этом выделяются федеральная и региональные системы газоснабжения (ст. 5 Закона).
Для определения рынка транспортировки газа по трубопроводам необходимо рассмотреть понятия "газотранспортная система ОАО "Газпром" и "местная газораспределительная сеть".
Газотранспортная система ОАО "Газпром" - система магистральных газопроводов единой системы газоснабжения открытого акционерного общества "Газпром", включая газопроводы-отводы (п. 1 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром", утв. Постановлением Правительства РФ 14 июля 1997 г. N 858) <20>.
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3525.
Местная газораспределительная сеть - система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1370) <21>.
--------------------------------
<21> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5937.
В Правилах поставки газа в Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. дано определение такому субъекту рынка транспортировки газа, как газотранспортная организация - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях. При этом под транспортировкой газа понимаются перемещение и передача газа по газотранспортной системе.
Понятие "доступ к трубопроводу" можно понимать в двух значениях: как доступ на товарный рынок по транспортировке газа либо доступ к объекту права собственности (т.е. сооружению и оборудованию по транспортировке газа).
Во втором случае речь может идти об аренде газопровода. Если же говорить о доступе к трубопроводному транспорту на правах аренды, то аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком), а не арендой транспортных средств <22>.
--------------------------------
<22> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Аренда. Наем жилого помещения: Постатейный комментарий к главам 34 и 35 / Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 228 с.
Доступ на товарный рынок по транспортировке газа тесно связан с понятием "недискриминационный доступ". Сущность данной категории раскрывается в норме п. 3 ст. 10 Закона о защите конкуренции: в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Следовательно, речь идет о недискриминационном доступе организаций к услугам по транспортировке газа по газотранспортной системе или газораспределительным сетям, оказываемым субъектами естественных монополий.
Важное значение для рассматриваемых правоотношений имеет такой субъект, как потребитель. Термин "потребитель" содержится в законодательстве о защите конкуренции, о естественных монополиях и о газоснабжении.
Согласно п. 22 ст. 4 Закона о защите конкуренции потребитель - это юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар. В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях потребителем признается физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Специальная норма ст. 2 Закона о газоснабжении определяет потребителя газа - это лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
В судебной практике имеются дела, в которых суд отказывает в иске о понуждении заключить договор на поставку природного газа, так как истец не является потребителем газа, с указанием на то, что закон предусматривает право организации отказаться от заключения договора при отсутствии ресурсов и возможности транспортировки газа. Так, в решении по конкретному делу <23> судом установлено, что в спорном случае ОАО "Газпром" не обязано заключать договор на поставку газа с акционерным обществом, поскольку последнее не является потребителем газа, т.е. лицом, приобретающим газ у поставщика и использующим его в качестве топлива или сырья в смысле ст. 26 Закона о газоснабжении. Кроме того, на момент получения от истца оферты у ОАО "Газпром" отсутствовали ресурсы и возможности транспортировки, договорная кампания была завершена, баланс газа утвержден, т.е. весь добываемый газ распределен по покупателям. Довод заявителя о том, что акционерное общество может являться стороной публичного договора, согласно ст. 426 ГК РФ, судом отклоняется, как противоречащий нормам гражданского законодательства, поскольку публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем. Однако истец же является газоснабжающей организацией, поставщиком газа, а не потребителем услуг.
--------------------------------
<23> Постановление ФАС Московского округа от 5 июля 2005 г. N КГ-А40/5805-05 // СПС "КонсультантПлюс".
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 июля 2005 г. N 3007/05 по делу N А32-7490/2004-58/3 <24> указал, что из проекта договора поставки газа и технического соглашения к нему следует, что общество было намерено приобретать газ для последующей перепродажи потребителям, следовательно, ни потребителем (за исключением объемов, необходимых для собственных нужд), ни поставщиком газа в смысле Закона о газоснабжении оно не является. Таким образом, отказ от заключения договора поставки газа с обществом основан на законодательстве о газоснабжении и не является нарушением антимонопольного законодательства, запрещающего необоснованный отказ от заключения договора. Доказательств того, что общество создает препятствия в осуществлении свойственной ему деятельности и доступе на рынок в сфере газоснабжения, в материалах дела нет. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и признал решение и предписание антимонопольного органа недействительными. Аналогичный случай рассмотрен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2005 г. N 4279/05 по делу N А53-4425/2004-С5-28 <25>.
--------------------------------
<24> Вестник ВАС РФ. 2005. N 11.
<25> Вестник ВАС РФ. 2006. N 2.
Представляет интерес судебная практика, связанная со строительством отводов газопроводов, которое противоречит генеральной схеме газоснабжения в регионе, осуществлено без получения у соответствующей компетентной организации технических условий на подключение к газотранспортной системе и на эффективное использование газа. Так, в Определении ВАС РФ от 20 декабря 2007 г. N 16919/07 по делу N А53-11251/2006-С4-50 установлено, что акционерное общество осуществило на основании проектно-сметной документации строительство газопровода высокого и среднего давления, состоящего из трех отводов, и зарегистрировало за собой право собственности на данные объекты недвижимости. По окончании строительства газопровода акционерное общество обратилось к организации с письмами, в которых просило произвести врезку построенных сетей и пуск газа на завод и птицефабрику. Организация в осуществлении врезки отказала, ссылаясь на то, что пуск газа по новому газопроводу противоречит генеральной схеме газоснабжения города и района; снижение объемов транспортировки природного газа за счет переподключения потребителей в тарифе на транспортировку газа не предусматривалось; тариф на услуги по транспортировке природного газа не предусматривает нового монополиста.
В силу п. п. 5, 6 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром", а также п. п. 4, 7 Правил поставки газа на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162, использование газа в качестве топлива покупателем газа невозможно без разрешения, а также выдаваемых на его основе технических условий на подключение к газотранспортной системе. Получение соответствующих технических условий, а также технических условий по эффективному использованию газа в силу п. п. 13, 15 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317, является необходимым еще на стадии разработки проекта газоснабжения (т.е. проектирования строительства газопровода). В соответствии с п. 15 данных Правил пользования газом технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией. В п. 4 Правил поставки газа в Российской Федерации предусмотрено, что технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной организацией или газораспределительной организацией при наличии разрешения для использования газа в качестве топлива. Согласно п. 10.22 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 г. N 9, присоединение вновь построенных газопроводов к действующим производится только перед пуском газа.
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Особенность правового статуса субъекта естественной монополии состоит в том, что он признается субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке в силу прямого указания закона. Так, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В законодательстве устанавливается обязанность субъектов естественных монополий предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (п. 3 ст. 8 Закона о естественных монополиях). Согласно ч. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Реализация указанных норм содержится в Законе о газоснабжении. В то же время специальная норма ст. 27 Закона устанавливает обязанность обеспечить недискриминационный доступ именно к свободным мощностям газотранспортных и газораспределительных сетей. Так, организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В первую очередь доступ к свободным мощностям принадлежащих указанным в части первой настоящей статьи организациям газотранспортных и газораспределительных сетей предоставляется поставщикам для транспортировки отбензиненного сухого газа, получаемого в результате переработки нефтяного (попутного) газа.
Для сравнения следует сослаться на Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, заключенное 9 декабря 2010 г., в п. 1 которого определяется понятие "доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа" - предоставление права использования газотранспортных систем, управляемых субъектами естественных монополий государств-сторон для транспортировки газа.
Обязанность обеспечить доступ связана с заключением договора в обязательном порядке. Как следует из общей нормы п. 2 ст. 421 ГК РФ, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Наиболее распространенными случаями обязательного заключения договора, указанными в ГК РФ, предусматривающими понуждение к его заключению, являются заключение публичного договора (ст. 426 ГК РФ), предварительного договора (ст. 429 ГК РФ), заключение договора на торгах, если предметом торгов было право на заключение договора (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Гражданско-правовые последствия за отказ или уклонение стороны, обязанной заключить договор, предусмотрены в п. 4 ст. 445 ГК РФ, а именно: другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Как следует из нормы п. 2 ст. 421 ГК РФ, обязанность заключить договор может быть предусмотрена также другими законами. Как уже упоминалось, обязанность заключить договор следует из п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Таким образом, Закон связывает заключение договора субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, в том числе субъектом естественной монополии, с наличием возможности производства или поставок (реализации) соответствующего товара, возможностей его транспортировки. Как уже указывалось, наличие свободных мощностей трубопровода является специальным условием наличия возможности транспортировок газа по трубопроводной системе.
Так, в соответствии с п. 5 Положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" <26> ОАО "Газпром" обеспечивает доступ независимых организаций к своей газотранспортной системе на основании договоров, заключаемых этими организациями с ОАО "Газпром" или по поручению ОАО "Газпром" - с его газотранспортными организациями при соблюдении следующих условий: 1) наличие свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предлагаемый поставщиком газа период поставки газа; 2) соответствие качества и параметров поставляемого газа стандартам и действующим в системе ОАО "Газпром" техническим условиям и другим нормативно-техническим документам; 3) наличие к предлагаемой поставщиком газа дате начала поставки газа подводящих газопроводов у поставщиков и газопроводов-отводов к покупателям с пунктами учета и контроля качества газа.
--------------------------------
<26> Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3525.
В соответствии с п. 1 указанного Положения под свободной мощностью газотранспортной системы понимается технически возможная мощность системы по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой для организаций системы ОАО "Газпром" и независимых организаций в соответствии с действующими в определенный момент времени договорами, а также в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об обязательных поставках газа организациями системы ОАО "Газпром".
В случае если заявленные независимыми организациями и планируемые ОАО "Газпром" на определенный период времени объемы транспортировки газа превышают свободные на этот период времени мощности газотранспортной системы от места подключения до места отбора газа, независимые организации по решению комиссии имеют право на использование технической возможности газотранспортной системы (с учетом технологических резервов согласно действующим стандартам), но не более объема свободных мощностей на предлагаемый ими период поставок газа. В соответствии с п. 12 Положения ОАО "Газпром" по результатам рассмотрения заявки может принять решение о мотивированном отказе от заключения договора.
Как отмечается в литературе, проблемы независимых организаций будут существовать всегда. И связано это в первую очередь с ограниченностью самого ресурса - мощности трубопровода. По заявлениям самого монополиста ОАО "Газпром", компания удовлетворяет все заявки на доступ независимых производителей к ГТС, за исключением случаев, когда это невозможно по техническим причинам, и основная из них - это ограниченные возможности газотранспортной системы <27>.
--------------------------------
<27> Релиз ОАО "Газпром" "Ответственность независимых производителей газа и их контрагентов за соблюдение обязательств по использованию ГТС необходимо повышать" // gazprom.ru; 12.02.2013. URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2013/february/article156007/ (дата обращения: 03.07.2013). Также см.: Шарифуллина А.Ф. Правовое регулирование доступа к газотранспортным системам // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 1. С. 57 - 65.
Сходный подход предоставления доступа и заключения договоров предусмотрен в отношении местных распределительных сетей. Согласно п. 3 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям под доступом понимается право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям. Свободная мощность местной газораспределительной сети - технически возможная мощность сети по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой по действующим в соответствующий период времени договорам.
Доступ организаций к местным газораспределительным сетям предоставляется при наличии свободной мощности в местных газораспределительных сетях (от места подключения до места отбора газа) на заявленный период транспортировки газа, а также иных условий. При равных условиях доступ организаций к местной газораспределительной сети осуществляется пропорционально заявленным объемам транспортировки газа.
Как уже упоминалось, для обеспечения равного доступа к транспортировке газа ФАС России предлагает перейти к конкурентному рынку в данной сфере. Так, на первоначальном этапе обсуждается возможность выделения транспортировки газа в дочернее общество, создаваемое ОАО "Газпром", с отдельным балансом. Кроме того, предполагается, что тарифы на транспортировку должны быть едины для всех участников рынка - производителей, потребителей, трейдеров. Предлагается проведение организованных торгов газом. Выход на биржу позволяет компаниям, которые увеличивают объемы добычи, продавать излишки газа. Указанные меры потребуют изменения действующего законодательства в данной сфере.
Литература
1. Алиев Э.А. Международный трубопроводный транспорт: правовые аспекты // Международное публичное и частное право. 2013. N 6. С. 19 - 22.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Аренда. Наем жилого помещения: Постатейный комментарий к главам 34 и 35 / Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 228 с.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров и др.; под ред. А.И. Чучаева. Испр., доп., перераб. М.: Контракт, 2013.
4. Курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М.: Зерцало, 2002. Т. 4: Особенная часть.
5. Металлические конструкции: Учебник для строит. вузов / Под ред. В.В. Горева. М., 2002. Т. 3.
6. Перчик А.И. Трубопроводное право. М., 2002.
7. Шарифуллина А.Ф. Правовое регулирование доступа к газотранспортным системам // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.