Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) <*>
В.А. ЛАПТЕВ
--------------------------------
<*> Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития Университета имени О.Е. Кутафина; НИР "Территориальная организация публичной власти", проект N 2.4.1.1.
Исторический подход к рассмотрению правовых категорий (явлений) раскрывает причины возникновения и закономерности развития, качественные изменения и природу данных явлений. Представители школы сравнительного правоведения Р. Давид и К. Жоффре-Спинози приводили пример такого исторического факта, когда при принятии новых источников права (законов, декретов, указов) учитывались итоги сравнительного анализа исторически действующих норм права. К примеру, древнеримские Законы 12 таблиц (лат. - Leges duodecim tabularum) 451 - 450 гг. до н.э. возникли в результате изучения законов городов Великой Греции 10 децемвирами с консульской властью для написания законов (лат. - decemviri consulari imperio legibus scribundis) <1>. Ш. Монтескье, развивая идеи правового государства, часто прибегал к сравнительному анализу права Древнего Рима и Греции, древних германцев и франков.
--------------------------------
<1> См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 2003. С. 7.
Процесс развития предпринимательского права в России можно разделить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Каждый из данных периодов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит в себе отдельные этапы, требующие глубокого научного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского общества и состоянию экономики. Предлагается дать краткое описание каждого этапа.
Досоветский (царский) период. Выделяются два этапа развития торгового права данного периода: древнерусский, который начался с образования Древней Руси вплоть до Петра I (X - конец XVII в.), и затем имперский, завершившийся Октябрьской революцией (1917 г.).
В период Древней и царской Руси развивалось торговое право. Столицей Древнерусского государства стал Киев, через который проходили торговые пути. Известный путь "из варяг в греки" был водным путем из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Как справедливо отмечал Н.Л. Дювернуа, младенческому состоянию общества свойственно господство обычного права, и постепенный переход к другим формам права не отменял значение прежних <2>. Первое упоминание норм торгового права встречается в международных договорах Древней Руси с Византией (907, 911, 944 и 971 гг.) и Русской Правде (писаном правовом обычае) <3>. Нормы права, регулирующие профессиональную торговую деятельностью купцов того времени, не составляли особых разделов о торговле и были в общей массе норм вместе с нормами гражданского права. Так, например, Русская Правда в различных ее редакциях (краткой, пространной, сокращенной) содержала нормы о порядке заключения сделок и взыскания долгов по торговым сделкам.
--------------------------------
<2> См.: Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в древней России. М.: Унив. тип., 1869. С. 6.
<3> Подробнее см.: Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник. М.: Статут, 2012.
Нормы о торговле можно встретить в Двинской уставной грамоте - Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земли (1397 г.), Новгородской судной грамоте (1440 г. и 1471 г.) и Псковской судной грамоте (1467 г.), затем Судебнике Казимира IV (1468 г.), Судебнике (1497 г.), Судебнике Ивана IV Грозного (1550 г.) и Соборном уложении (1649 г.). Торговая деятельность того времени носила сословный характер, занимались ей преимущественно купцы.
По мнению Г.Л. Знаменского, формирование хозяйственного права на Руси начало зарождаться с XIV в., что подтверждается одним из значимых памятников торгового права, которому в научной среде не уделяют должного внимания, - магдебургским правом, или правом городского самоуправления и торгово-ремесленнических отношений в городах <4> (город Магдебург в настоящее время расположен на территории земли Саксония-Анхальт в Германии). Магдебургское право, иногда называемое немецким правом, внедрялось на русских землях с трансформацией и адаптацией норм, поскольку его приспособление требовало учета местных особенностей русских земель (ныне территории Украины, Белоруссии и Литвы). Г.Л. Знаменский подчеркивал, что внедрение магдебургского права оказало в целом положительное влияние на нормы русского торгового права <5>.
--------------------------------
<4> См.: Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 108 - 109.
<5> См.: Там же. С. 111.
В конце XVII в. на Руси принимаются первые кодифицированные акты, регулирующие отдельные вопросы торговой и хозяйственной деятельности. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. - Новоторговый устав, состоящий из 94 статей, который детально развил положения прежнего Устава (1653 г.). Новоторговый устав регулировал порядок осуществления внутренней и внешней торговой деятельности, устанавливал положения о таможенной службе, порядке взаимодействия с иностранными торговцами и иные положения. Впоследствии Новоторговый устав (1667 г.) был заменен Таможенным уставом (1755 г.) <6>.
--------------------------------
<6> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. СПб.: Тип. С.Е.И.В. канц., 1830. Т. XIV. N 11048.
В целях регулирования отдельных вопросов торгово-хозяйственной деятельности 24.01.1720 Петром I принимается Морской устав <7>, а 16.05.1729 (при Петре II) принимается Вексельный устав <8>, моделью которому послужил Лейпцигский (германский) вексельный устав. В 1740 г. принят Устав о банкротах (Банкротский устав) <9>, который впоследствии будет заменен Уставом о банкротах (1800 г.).
--------------------------------
<7> Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море. СПб.: Имп. АН, 1720.
<8> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. VIII. N 4451.
<9> Там же Т. XI. N 8300.
В конце XVIII в. принимаются Устав о купеческом водоходстве (1781 г.), Цеховой устав (1799 г.). Постепенно развивалось законодательство о субъектах экономической деятельности. Императором Александром I приняты Указ от 06.09.1805 "Об ответственности акционерных компаний, в случае взысканий, одним складочным капиталом" <10> и Манифест от 01.01.1807 "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способов к распространению и усилению торговых предприятий" <11>. Последним актом закреплялось три вида субъектов: полное товарищество, товарищество на вере и товарищество по участникам (по сути, акционерное общество).
--------------------------------
<10> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. XXVIII. N 21900.
<11> Там же. Т. XXIX. N 22418.
Значительный вклад в развитие всего российского права принадлежит М.М. Сперанскому, под руководством которого составлены "Свод законов Российской империи" и "Полное собрание законов Российской империи". Кодификация норм о торговой деятельности вошла в т. 11 Свода законов - Устав кредитный. Устав о векселях. Устав торговый. Устав судопроизводства торгового. Устав консульский. Устав о промышленности.
В начале XIX в. Указом от 28.12.1818 крестьянам было разрешено учреждать фабрики и заводы с платежом пошлин в казну сверх обычных податей и исполнения иных повинностей. Можно сказать, что с этого времени начинает развиваться фабричное (мануфактурное) право. В рамках регулирования торгово-хозяйственной деятельности приняты: Устав о векселях (1832 г.), Устав о торговой несостоятельности (1832 г.) и Положение о компаниях на акциях (1836 г.) <12>. Затем принимаются Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов (1865 г.), Устав ремесленный (1879 г.) и Закон о товарных знаках (1896 г.).
--------------------------------
<12> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. XI. N 9763.
Началом крестьянской реформы стал Указ Александра I о вольных хлебопашцах (1803 г.), закрепивший возможность освобождения крестьян с землей за выкуп и иные повинности. Отношения регулировались договором и определяли условия освобождения крестьян, а в случае нарушения они возвращались обратно к помещику.
Вторая половина XIX в. ознаменована уходом от феодальной формации государства и экономики в связи с принятием Александром II Манифеста об отмене крепостного права (1861 г.), в силу которого крепостные люди получили полные права свободных сельских обывателей. Крестьяне получили личную свободу, полную гражданскую правоспособность, право личной собственности на свое имущество и постоянное платное (за повинность) пользование придомовым участком и полевым наделом.
В развитие фабричного права были приняты Закон от 03.06.1886 о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих; Патентный закон от 20.05.1896 - Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования; Закон от 02.06.1897 о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности и ряд других <13>.
--------------------------------
<13> Подробнее см.: Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. 2-е изд., испр. и доп. М.: Тип. А.С. Суворина, 1904.
В области кредитов и финансов 01.06.1895 принимается Положение об учреждении мелкого кредита <14>. В этот же период приняты важные кодифицированные акты в сфере экономики: Общий устав российских железных дорог (1885 г.), Устав о промышленности (1893 г.), Горный устав (1897 г.), Положение о государственном промысловом налоге (1898 г.), Свод законов гражданских (1900 г.), Положение об артелях трудовых (1902 г.), Устав о векселях (1902 г.), Устав судопроизводства торгового (1903 г.) и Устав таможенный (1910 г.).
--------------------------------
<14> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XV. N 11756.
В начале XX в. издается профильный кодифицированный акт - Устав торговый (1903 г.) <15>, состоящий из трех книг:
--------------------------------
<15> Свод законов. Изд. 1903 г. Т. XI. Ч. 2 (по Сводному продолжению 1912 г.).
- о договорах и обязательствах (включая вопросы найма приказчиков, о торговых поверенных и субъектах торговли - товариществах и обществах);
- о морской торговле (в частности, о морских торговых судах, нормы и процедуры мореплавания, об аварии, помощи при кораблекрушении и принадлежности потопленных вещей, о морском страховании);
- торговые установления (о биржах, купеческих книгах, системе измерений товара, товарных складах, съездах представителей промышленности, торговли и сельского хозяйства).
Принятие данного акта свидетельствует о важной роли морской торговли в развитии экономики России того времени.
П.А. Столыпин, учитывая низкую производительность крестьянского труда, инициировал небезызвестную аграрную реформу, началом которой стал Указ от 09.11.1906 "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования" <16>. Столыпинская реформа позволила приобретать в частную собственность земельные наделы (взамен коллективной и ограниченной собственности), развивать крестьянское сельское хозяйство и сельскохозяйственную кооперацию в целом. Крестьянские земельные наделы вовлекались в торговый оборот. Активно работал Крестьянский поземельный банк, предоставляющий ссуды на покупку земель.
--------------------------------
<16> Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. СПб., 1909. Т. XXVI; 1906. N 28528.
Анализируя труды дореволюционного правоведа Г.Ф. Шершеневича в области торгового права и существующий правопорядок, С.С. Занковский справедливо отмечает наличие норм публичного и частного торгового права. При этом нормы публичного торгового права обеспечивали "успех" торговли действиями государственных органов власти, а частного - регулировали торговые отношения между частными лицами <17>.
--------------------------------
<17> См.: Предпринимательское право. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. С. 16.
В качестве источника торгового права Г.Ф. Шершеневич помимо закона (нормативного правового акта) выделял правовой обычай <18>, играющий важную роль в регулировании торгово-хозяйственных отношений. Исторически сложившиеся торговые обычаи успешно дополняли законодательное регулирование.
--------------------------------
<18> См.: Шершеневич Г.Ф. Торговое право. Т. I: Введение. Торговые деятели. 4-е изд. СПб.: Изд. бр. Башмаковых, 1908. С. 68, 74 - 82.
Торговое право рассматривалось как система норм о торговле (отрасль законодательства) и часть гражданского права, нормы которой были специальными по отношению к гражданско-правовым <19>.
--------------------------------
<19> См.: Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву: в 2 т. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. М.: Статут, 2005.
Советский период развития хозяйственного права начинается после Октябрьской революции 1917 г. вплоть до 90-х гг. XX в. Не вдаваясь в исторические детали, для простоты усвоения хронологии развития хозяйственного права данный период можно условно разделить на следующие этапы:
- военный коммунизм (революционные годы),
- новая экономическая политика (НЭП),
- сталинские годы,
- хрущевская оттепель,
- период застоя,
- перестройка и распад СССР.
Последнее время "советский опыт" неоправданно критикуется. А ведь именно в это время были разработаны эффективные методы государственного регулирования народного хозяйства, о механизмах которых мы в последнее время все чаще говорим как об инструменте стабилизации экономики.
Становление науки хозяйственного права начиналось в 20-х гг. XX в. Отграничение гражданского и хозяйственного права приобретало более четкие грани. Как отмечал И.А. Исаев, "в проблемах хозяйственного права наиболее рельефно отражались важнейшие аспекты экономической политики государства и ситуация в "смешанном", многосекторном базисе" <20>. Хозяйственное законодательство рассматривалось как основа регулирования народного хозяйства, включая социалистические производственные отношения.
--------------------------------
<20> Подробнее см.: Исаев И.А. Хозяйственное право в системе советской юридической науки 20-х годов // Советское государство и право. 1982. N 2. С. 104 - 112.
Для отказа от "пережитков" царского прошлого закрепляется ограничение права на судебную защиту по гражданским спорам, возникшим до 07.11.1917, а споры по гражданским правоотношениям, возникшим в промежуток времени от 07.11.1917 до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, регулируются законами, действовавшими в момент их возникновения (п. п. 2 и 3 Постановления ВЦИК от 11.11.1922 "О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР" <21>). Вместе с этим юридическая логика советского правительства допустила возможность использования судами законов свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию (п. 5 Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917 "О суде" <22>). Кроме того, судопроизводство по гражданским и уголовным делам происходит по правилам Судебных уставов 1864 г. постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального исполнительного комитета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и Совета народных комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов (п. 8 Декрета ВЦИК от 07.03.1918 N 2 "О суде" <23>)
--------------------------------
<21> Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.
<22> Собрание узаконений. 1917. N 4. Ст. 50.
<23> Там же. 1918. N 26. Ст. 420.
В этот период, именуемый военным коммунизмом, заметно возрастает роль государства в регулировании экономики страны. Как точно отметил Л.Я. Гинцбург, данный период времени "не нуждался в применении цивилистических институтов", и ряд институтов (мены, купли-продажи) использовался только в сфере "нелегальной экономики" <24>. Среди актов, закрепляющих правовое положение хозяйствующих субъектов и порядок осуществления торгово-промышленной деятельности, можно упомянуть Декреты от 27.07.1918 СНК РСФСР "О торговых книгах" <25>, "О порядке перехода по частным сделкам торговых и промышленных предприятий и преобразования предприятия (Правила)" <26>, "О регистрации торговых и промышленных предприятий (Положение)" <27>, Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 15.12.1924 "О трудовых артелях" <28> (впоследствии Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.01.1928 "О трудовых артелях" <29>), Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 13.08.1928 "Об утверждении Положения о промышленных объединениях (промкомбинатах) низового подчинения, действующих на началах коммерческого расчета" <30>. Отдельные отрасли народного хозяйства регулируются соответствующими актами, среди которых Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.08.1924 "О сельскохозяйственной кооперации" <31>, от 13.02.1929 "О системе сельскохозяйственного кредита" <32> и ряд других.
--------------------------------
<24> Гинцбург Л.Я. Становление науки гражданского права в СССР (1917 - 1920 гг.) // Правоведение. 1974. N 3. С. 83.
<25> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 59. Ст. 652.
<26> Там же. N 61. Ст. 666.
<27> Там же. N 59. Ст. 651.
<28> Там же. 1925. N 1. Ст. 9.
<29> Там же. 1928. N 27. Ст. 195.
<30> Там же. N 122. Ст. 768.
<31> Там же. 1924. N 5. Ст. 61.
<32> Собрание законов СССР. 1929. N 10. Ст. 96.
Начинается национализация экономики и отмена частной собственности. Как верно отметил С.Н. Братусь, происходила конфискация тех предприятий, собственники которых уклонялись от "рабочего" контроля (диктатуры пролетариата) над ними. Если ранее конфискация рассматривалась как мера воздействия от уклонения, то впоследствии просто-напросто создавался единый фонд государственной собственности в пользу социалистического общества <33>. Так, 25.11(08.12).1917 СНК издал Постановление "О монопольном распоряжении государства сельскохозяйственными машинами и орудиями" <34>, 14(27).12.1917 ВЦИК издал Декрет "О национализации банков" <35>, 26.01.1918 СНК издает Декрет "О национализации торгового флота" <36>, 22.04.1918 - Декрет "О национализации внешней торговли" <37> и др. Экономика характеризуется командно-плановой системой хозяйствования, основанной на государственной социалистической собственности.
--------------------------------
<33> См.: Братусь С.Н. О некоторых чертах истории советского гражданского права // Советское государство и право. 1957. N 11. С. 87.
<34> Собрание узаконений РСФСР. 1917. N 5. Ст. 73.
<35> Там же. N 70. Ст. 150.
<36> Там же. 1918. N 19. Ст. 290.
<37> Там же. N 38. Ст. 432.
Гражданский кодекс РСФСР (1922 г.), принципы и основные понятия которого были заимствованы у Германского гражданского кодекса, регулировал только имущественные отношения, вместе с этим цели принятия советского Кодекса не позволяли свести его к буржуазному закону <38>. Если иметь в виду "нэповские" преобразования, то данный Кодекс охватывал не все сферы регулирования народного хозяйства. Как писал Г.М. Свердлов, по замыслу создателей Кодекса его объектом регулирования должны выступить только отношения граждан между собой и граждан с социалистическими организациями <39>. Большинство поправок в Кодекс в последующие 40 лет касались правового положения граждан. Противоположное мнение высказывал Л.Я. Гинцбург, который считал Гражданский кодекс (1922 г.) частью хозяйственного законодательства, поскольку он регулировал отношения между государственными предприятиями, помимо частнохозяйственных и межсекторных (граждан и предприятий) <40>. В любом случае две данные позиции подчеркивали особое отношение к хозяйственному законодательству того периода.
--------------------------------
<38> См.: Стучка П.И. Курс советского гражданского права. М.: Изд-во Комм. академии, 1927. Т. 1. С. 30.
<39> См.: Свердлов Г.М. К истории гражданского и хозяйственного законодательства // Советское государство и право. 1959. N 9. С. 37.
<40> См.: Гинцбург Л.Я. Наука советского гражданского (хозяйственного) права в двадцатые годы (1921 - 1928) // Проблемы государства и права. М.: Типография НИИМАШ, 1976. Кн. 12. С. 79.
Гражданский кодекс (1922 г.) закрепил положение юридических лиц как участников гражданского оборота, действующих на основе устава либо положения (ст. 13 - 19). Согласно ст. 14 Кодекса ряд хозяйствующих субъектов, преследующих хозяйственные цели, действовали на основе товарищеского договора (простое товарищество). Глава X Кодекса посвящалась правовому положению "товариществ" - хозяйствующих субъектов, "преследующих хозяйственные цели" (простое товарищество, полное товарищество, товарищество на вере, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество - паевое товарищество).
Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 10.04.1923 "О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)" <41> впервые закреплена цель деятельности государственных трестов - "извлечение прибыли" (п. 1). Тресты отвечали по обязательствам своим имуществом, а государственная казна за долги трестов не отвечала. Регистрация трестов в качестве хозяйствующего субъекта сопровождалась публикацией в газете "Экономическая жизнь", а виды деятельности определялись уставом (п. 13).
--------------------------------
<41> Собрание узаконений РСФСР. 1923. N 29. Ст. 336.
Затем было принято новое Положение о государственных промышленных трестах от 29.06.1927 <42>, которым подчеркивались командно-административные начала их деятельности. В частности, тресты действовали в соответствии с плановыми заданиями. Развивалось регулирование производственно-хозяйственной деятельности экономики.
--------------------------------
<42> Собрание законов СССР. 1927. N 39. Ст. 391, 392.
Историческим актом выступило Положение о фирме (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 <43>), действовавшее почти 100 лет и отмененное Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" <44>. В данном Положении "фирма" выступала в качестве средства индивидуализации предприятия, раскрывающего вид предприятия (организационно-правовую форму), предмет деятельности и собственника. Фирма рассматривалась как объект гражданских прав, неразрывно связанный с предприятием, и следовала его судьбе. Не допускалось включение в фирму информации, способной ввести в заблуждение третьих лиц (п. 7).
--------------------------------
<43> Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395.
<44> Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
Оправданность системы хозрасчета производственных предприятий как основного звена управления промышленности была подтверждена, в частности, Постановлением ЦК ВКП(б) от 05.12.1929 "О реорганизации управления промышленностью".
Действующее по настоящее время легендарное Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" <45> закрепило правовой режим векселей в гражданских и хозяйственных отношениях. Данное Постановление о векселях было принято в рамках обязательств СССР, возникших в результате вступления в Конвенцию о Единообразном Законе о переводном и простом векселе (1930 г.) <46> и Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (1930 г.) <47>.
--------------------------------
<45> Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1937. N 52. Ст. 221.
<46> Собрание законов СССР. 1937. Отд. II. N 18. Ст. 108.
<47> Там же. Ст. 109.
Положения законодательства свидетельствовали о существовании двух блоков права: "социального права" <48>, сменившего гражданское буржуазное право, и права, обеспечивающего управление экономикой. Спорность теории двухсекторного права, разработанной в 20-е гг. XX в. П.И. Стучкой, и отвержение на 1-м Всесоюзном съезде марксистов-государственников двух кодексов, регулирующих два сектора экономики (частный - для граждан, хозяйственный - для предприятий), во многом были вызваны критикой влиятельного правоведа А.Я. Вышинского в части привязки права к экономике <49>. Впоследствии это в какой-то степени повлияло на возникновение теории единого хозяйственного права, предложенной в 30-х гг. XX в. Л.Я. Гинцбургом.
--------------------------------
<48> См.: Гойхбарг А.Г. Обобществление сельского хозяйства // Народное хозяйство. 1919. N 5. С. 13 - 14.
<49> См.: Вышинский А.Я. Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С. 31.
Социалистическое народное хозяйство приобретает режимный характер, что подтверждается принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 18.02.1931 "Об ответственности за невыполнение заказов и поставок по договорам для обобществленного сектора народного хозяйства" <50>, Постановления Совета Министров СССР от 21.04.1949 "О заключении хозяйственных договоров" <51> и ряда других актов. Конституцией (Основным Законом) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1937 г.) закрепляется основа экономики страны - социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность, запрет частной собственности на орудия и средства производства и уничтожение эксплуатации человека человеком (ст. 4).
--------------------------------
<50> Собрание законов СССР. 1931. N 10. Ст. 109.
<51> Собрание постановлений Правительства СССР. 1949. N 9. Ст. 68.
Годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) доказали активную роль государства в управлении промышленностью, и только в 50-х гг. XX в. советское правительство возвращается к восстановлению правового регулирования хозяйственных отношений (Закон СССР от 10.05.1957 "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" <52>). С 50-х гг. XX столетия отечественная юриспруденция возобновляет доктринальные учения о юридическом лице (обосновывается теория коллектива, директора и т.д.) <53>.
--------------------------------
<52> Ведомости ВС СССР. 1957. N 11. Ст. 275.
<53> Подробнее см.: Венедиктов А.В. О государственных юридических лицах в СССР // Вестник Ленинградского университета. 1955. N 3. С. 83 - 107.
Развитие народного хозяйства тормозило отсутствие хозяйственной инициативы хозяйствующих субъектов. В условиях командно-плановой системы экономики предприятия были лишены права самостоятельно определять свою экономическую, в том числе производственную, политику. В этой связи принято Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 04.10.1965 N 729 "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства" <54>, которым закреплено государственное планирование народного хозяйства в форме пятилетнего плана с распределением важнейших заданий по годам. Важным положением данного акта стало расширение хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий, в частности посредством сокращения числа показателей плана. Предприятия стали самостоятельно решать вопросы производственно-хозяйственной деятельности, однако не освобождались от обязательного выполнения заданий государственного плана.
--------------------------------
<54> Собрание постановлений Правительства СССР. 1965. N 19 - 20. Ст. 153.
Постановлением Совмина СССР от 04.10.1965 N 731 утверждается Положение о социалистическом государственном производственном предприятии <55>. Производственное предприятие признается основным звеном народного хозяйства (п. 1), является юридическим лицом (п. 2), действует на основании устава (п. 7), прибыль (либо экономия от снижения себестоимости) которого распределяется в соответствии с его балансом доходов и расходов - финансовым планом (п. 14). Несмотря на планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий, допускалось принятие от других предприятий заказов на производство работ и изготовление продукции сверх плана из сырья и материалов заказчика или из своих материалов и отходов производства, если этим не будет причинен ущерб выполнению установленного ему государственного плана и обязательств по договорам (п. 48). Данное положение свидетельствовало об элементах самостоятельности в экономической политике предприятия.
--------------------------------
<55> Там же. Ст. 155; 1981. N 2. Ст. 3.
Затем приняты акты, закрепляющие положение субъектов - производственно-хозяйственных комплексов: Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (1973 г.) <56>, Положение о производственном объединении (комбинате) (1974 г.) <57>, Положение о тресте совхозов (1975 г.) <58>, Общее положение о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве (1977 г.) <59> и др. Изучение правового положения хозяйствующих субъектов становится предметом многочисленных трудов ученых-хозяйственников <60>.
--------------------------------
<56> Постановление Совмина СССР от 02.03.1973 N 140 // Собрание постановлений Правительства СССР. 1973. N 7. Ст. 32; 1981. N 2. Ст. 3.
<57> Постановление Совмина СССР от 27.03.1974 N 212 // Там же. 1974. N 8. Ст. 38; 1981. N 2. Ст. 3.
<58> Постановление Совмина СССР от 20.10.1975 N 889 // Там же. 1975. N 21. Ст. 145.
<59> Постановление Совмина СССР от 14.04.1977 N 291 // Там же. 1977. N 13. Ст. 80.
<60> См.: Комментарий к Положению о социалистическом государственном производственном предприятии / под ред. В.В. Лаптева. 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1968; Цимерман Ю.С. Производственная единица - правовое положение и хозяйственные связи / отв. ред. Н.С. Малеин. М.: Юрид. лит., 1983; Лаптев В.В. Правовое положение промышленных и производственных объединений. М.: Наука, 1978; Андреев В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация / отв. ред. В.В. Лаптев М.: Наука, 1986; Мамутов В.К., Цимерман Ю.С., Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем. М.: Юрид. лит., 1978; Мамутов В.К. Предприятие и вышестоящий хозяйственный орган. М.: Юрид. лит., 1969 и др.
Конституция (Основной Закон) РСФСР - России (1978 г.) <61> провозглашает защиту всех форм собственности и вместе с этим указывает на существующие законные ограничения свободы экономической деятельности, исходя из общественных интересов (ст. 10). Задачей государственного регулирования экономики выступает обеспечение интересов гражданского общества и государства в целом.
--------------------------------
<61> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
Итак, на протяжении 60 лет XX в. экономика страны, основанная на государственной социалистической собственности, регулируется советским хозяйственным законодательством - ведущей отраслью советского права, в развитие чего принимается Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 25.06.1975 N 558 "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства" <62>. Подчеркивается роль хозяйственного законодательства в повышении эффективности общественного производства, укреплении социалистической законности и государственной дисциплины.
--------------------------------
<62> Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 120.
На основе разработанной системы хозяйственного права неоднократно предлагалось принять кодифицированный акт - Хозяйственный кодекс, устанавливающий основные правила социалистического хозяйствования <63>. Группой ученых-хозяйственников под руководством академика В.В. Лаптева подготавливаются в 1970 г. проект Хозяйственного кодекса СССР, в 1975 г. - проект Основ хозяйственного законодательства СССР, в 1984 г. - проект Хозяйственного кодекса СССР, обобщающие нормы правового регулирования хозяйственной деятельности в единый кодифицированный акт.
--------------------------------
<63> См.: Лаптев В.В. Некоторые правовые проблемы хозяйственной реформы // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 10. 1967. С. 29 - 40; Лаптев В.В. К кодификации хозяйственного законодательства // Советское государство и право. 1971. N 10. С. 75 - 81.
Затем отмечались "шаги" законодателя к демократизации народного хозяйства, что подтверждает принятие Закона СССР от 30.06.1987 "О государственном предприятии (объединении)" <64>, которым предусматривались полный хозяйственный расчет и самофинансирование государственных предприятий, развитие производственного и социального самоуправления. Данный Закон одним из первых закрепил важное положение для развития экономики - конкуренцию: "Предприятия действуют в условиях экономического соревнования между собой, являющегося важнейшей формой социалистического соревнования, за наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на эффективную высококачественную и конкурентоспособную продукцию (работы, услуги) с наименьшими затратами" (п. 4 ст. 2).
--------------------------------
<64> Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 26. Ст. 385.
Огромный массив и многообразие источников правового регулирования предпринимательской деятельности обеспечивали развитие экономики в России. Неслучайно еще в 90-х гг. XX в. Н.И. Клейн обращал внимание на то, что объем предпринимательского (хозяйственного) законодательства составляет более 50% всего действующего законодательства страны (в период СССР) <65>.
--------------------------------
<65> См.: Хозяйственное законодательство / отв. ред. Н.И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1990. С. 9.
Постсоветский (современный) период. Современную стадию развития экономических отношений, согласно теории К. Маркса об общественно-экономических формациях <66>, можно обозначить как капиталистическую, характеризующуюся наличием наемного труда и частной собственности на средства производства. Иными словами, стала развиваться рыночная экономика, характеризующаяся многообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным ценообразованием и ограниченным вмешательством государства в экономические процессы.
--------------------------------
<66> По мнению К. Маркса, предлагается последовательность общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (см.: Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1959. С. 1 - 167).
Интересным был тот факт, что стержень советского правоведения - позитивизм-нормативизм до настоящего времени оказывает свое воздействие на правосознание ученых. Более того, следует учитывать, что политики и руководители страны, подписавшие Беловежское соглашение, участвовавшие в перевороте 1993 г. и становлении "нового" рыночного государства, сами были "плодами" и верными последователями советского режима, от которого в одночасье отказались.
Государственное регулирование экономики осуществляется исключительно в целях стабилизации гражданского оборота, обеспечения балансов интересов хозяйствующих субъектов и защиты интересов граждан.
Историческим актом о предпринимательстве в период перестройки выступил Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности". С его принятием акты о хозяйственной деятельности стали именоваться "актами о предпринимательстве", и выделилось коллективное и индивидуальное предпринимательство. Данным Законом закрепляется содержание предпринимательской деятельности (ст. 1), которое не изменилось и по сей день (ст. 2 ГК РФ). Представителями науки хозяйственного права предлагается использовать дефиницию "предпринимательское право" <67>.
--------------------------------
<67> См., например: Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. С. 6 и 25.
Понимая необходимость правового обеспечения предпринимательства в период перестройки, М.С. Горбачев своим Указом Президента СССР от 26.09.1991 N УП-2630 "О создании Совета по предпринимательству при Президенте СССР" <68>, в целях содействия развитию предпринимательской деятельности и формированию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осуществлении экономических реформ и защиты их прав, создает Совет по предпринимательству при Президенте СССР.
--------------------------------
<68> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. N 40. Ст. 1148.
В начале 90-х гг. XX в. закладываются основы современного законодательства о предпринимательстве. С 12.12.1993 принятая всенародным голосованием Конституция РФ провозглашает важнейшие принципы: свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и ограничения монополий, равной защиты всех форм собственности, ставшие основой при принятии всех нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность. Положения Конституции РФ относят к источникам предпринимательского права общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры (ст. 15), кодифицированные федеральные законы (кодексы), федеральные законы (ст. 4), законы субъектов РФ (ст. 5), подзаконные акты Президента РФ (ст. 90) и Правительства РФ (ст. 115). Также к источникам предпринимательского права относятся подзаконные акты глав и исполнительных органов субъектов РФ, нормативные договоры, правовые обычаи, локальные нормативные акты и др.
Значение предпринимательского права в экономике России в постперестроечное время подтвердило принятие Б.Н. Ельциным Указа Президента РФ от 29.04.1994 N 848 "Об исследовательской программе "Пути и формы укрепления российского государства" <69>, которым утверждается необходимость разработки и принятия Предпринимательского кодекса в целях обеспечения вхождения страны в рыночную экономику.
--------------------------------
<69> Собрание законодательства РФ. 1994. N 2. Ст. 84.
Затем принимается Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ" <70>, определяющий порядок государственной регистрации предприятий (коммерческих и некоммерческих юридических лиц) и предпринимателей (граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
--------------------------------
<70> Там же. N 11. Ст. 1194.
Идея принятия Предпринимательского кодекса в России так пока и не реализовалась. Вместе с тем данный кодекс был принят в Украине - Хозяйственный (Господарський) кодекс <71>, наряду с Гражданским кодексом, который стал наглядным примером кодификации норм предпринимательского (хозяйственного) права и подчеркнул его роль в развитии экономики <72>. В системе права Украины закрепляются хозяйственное и хозяйственно-процессуальное право <73>. По такому же пути пошел Казахстан, одобривший идею принятия Предпринимательского кодекса Республики Казахстан <74>. Содержание понятия "предпринимательство" (ст. 2 проекта Кодекса Казахстана) во многом совпадает с понятием "предпринимательская деятельность", установленным в ст. 2 ГК РФ <75>.
--------------------------------
<71> Кодекс введен в действие с 01.01.2004.
<72> Кодекс был разработан группой ученых под руководством акад. НАН Украины В.К. Мамутова (см.: Мамутов В.К. О научном значении разработки проекта Хозяйственного (Коммерческого) кодекса Украины // Обеспечение общественного хозяйственного порядка: сб. науч. тр. АПрНУ Донецк: ИЭПИ НАНУ, 1998. С. 45 - 51).
<73> См.: Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 38.
<74> URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/61617.
<75> Авторами Предпринимательского кодекса Республики Казахстан среди прочих выступили Е.П. Губин и В.С. Белых.
Развитие учеными-хозяйственниками (В.В. Лаптевым, В.К. Мамутовым, Ю.С. Цимерманом и др.) учения о правовом регулировании предпринимательства в условиях перехода к рынку и смешанной экономики позволило даже выделить "современную школу предпринимательского права", представленную А.Г. Быковым и В.С. Мартемьяновым <76>. Однако в действительности данные правоведы сами признавали, что их концепции являются современным преломлением идей "третьей школы хозяйственного права" <77> в связи с закреплением категории "предпринимательская деятельность" и расширением числа хозяйствующих субъектов (например, В.С. Мартемьянов) <78>.
--------------------------------
<76> См.: Ершова И.В. О концепции конференции "Право и бизнес": сб. ст. I Ежегодной междунар. науч.-практ. конференции. М.: Юрист, 2012. С. 17; Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2012. С. 41 - 42; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник: в 2 т. / отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. М.: Юристъ, 1999. С. 143 и др.
<77> См.: Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. С. 38.
<78> См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М.: БЕК, 1994. С. 23.
Рыночная экономика и предпринимательство обеспечивались принятием Законов РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <79>, от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <80>, от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" <81> и т.д. Дальнейшее развитие предпринимательской деятельности связано с принятием Законов РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <82>, от 28.05.1992 N 2859-1 "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" <83>, Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" <84> и ряда других.
--------------------------------
<79> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 26. Ст. 324.
<80> Там же. 1991. N 16. Ст. 499.
<81> Там же. N 27. Ст. 927.
<82> Там же. 1992. N 18. Ст. 961.
<83> Российская газета. 1992. 30 июня.
<84> Собрание законодательства РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
В 1994 г. принимается ч. 1 и в 1996 г. ч. 2 ГК РФ, который в дальнейшем цивилисты, в том числе С.С. Алексеев, будут именовать экономической конституцией <85>, и одновременно Кодекс подвергнется справедливой критике ряда ученых-хозяйственников (например, А.Е. Пилецкого <86>).
--------------------------------
<85> См.: Алексеев С.С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России: Проблемы. Теория. Практика: сб. памяти С.А. Хохлова. М.: Междунар. центр фин.-экон. развития, 1998. С. 26.
<86> См.: Пилецкий А.Е. Теоретические проблемы предпринимательской правосубъектности в смешанной экономике. М.: ЧеРо, 2005. С. 20, 47 - 49.
Доктринальное укрепление отрасли предпринимательского права в системе российского права связано с принятием Указа Президента РФ от 15.03.2000 N 511 "О классификаторе правовых актов", в котором выделена отдельная группа нормативных правовых актов о "хозяйственной деятельности" (код 090.000.000). Также Приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 N 59 "Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников" <87> под шифром специальности N 12.00.03 закреплена отрасль "предпринимательское право", наряду с гражданским, семейным и международным частным правом.
--------------------------------
<87> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 20.
Баланс экономических интересов участников торговой деятельности и населения, развитие торговли и поддержка российских производителей товаров обеспечивались Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <88>.
--------------------------------
<88> Собрание законодательства РФ. 2010. N 1. Ст. 2.
Идеи школы хозяйственного (предпринимательского) права, в том числе кодификации хозяйственного законодательства - принятия Хозяйственного (Предпринимательского) кодекса, не отходят на второй план. Необходимость эффективного и системного регулирования экономики продиктовала принятие "альтернативного" Предпринимательскому кодексу Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" <89>, закрепившего понятие "промышленная политика" как комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции (ст. 3). Содержание норм данного Закона говорит о началах кодификации основ и ряда принципов предпринимательского права, в частности свободы экономической деятельности, свободы конкуренции и ограничения монополий, сочетания частноправовых и публично-правовых начал предпринимательства и государственного регулирования предпринимательства.
--------------------------------
<89> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата посещения: 31.12.2014).
Происходит гармонизация системы источников предпринимательского права с международными актами, в том числе связанная с международными интеграционными процессами, в частности по причине участия России в таких международных региональных организациях, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная торговая организация (ВТО), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) <90> и др.
--------------------------------
<90> См.: Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе / отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма, 2014.
На формирование источников регулирования предпринимательства в некоторой степени оказало влияние модельное законодательство СНГ в рамках обязательств России по Соглашению от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств" <91> и Положению о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств <92>. Межпарламентской Ассамблеей СНГ <93> рекомендовано около 250 модельных законов и кодексов, в том числе касающихся экономической деятельности: Модельный закон об экологическом агропроизводстве (2014 г.), Модельный закон о фирменных наименованиях (2013 г.), Модельный закон о конкуренции (2013 г.), Модельный закон о коммерческой тайне (2012 г.), Модельный закон о регулировании транспортных тарифов (2012 г.), Модельный закон о технопарках (2012 г.), Модельный закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров (2011 г.), Модельный закон о рынке ценных бумаг (2001 г.) и др. Содержание Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011 - 2015 гг. (утв. Постановлением N 35-15 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ <94>) свидетельствует о приоритете таких экономических направлений, как промышленность, транспорт, государственно-частное партнерство, инвестиции, торговля и т.д.
--------------------------------
<91> Постановление Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 51. Ст. 1798.
<92> Принято на 25-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 14.04.2005 N 25-8).
<93> Межгосударственный орган СНГ.
<94> Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2011. N 49. С. 420 - 464.
Пройдя долгий подготовительный путь гармонизации национального права с международным, в 2012 г. Россия присоединяется к Всемирной торговой организации - глобальной международной торговой интеграции, в основу деятельности которой были заложены Генеральные соглашения по тарифам и торговле <95> (Протокол от 16.12.2011 "О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994" <96>).
--------------------------------
<95> Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2524 - 2538.
<96> Бюллетень международных договоров. 2012. N 12.
Важнейшим событием 2014 г. стало подписание Россией Договора о Евразийском экономическом союзе <97>, ратифицированного Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ <98>. Евразийская региональная экономическая интеграция, обеспечивающая свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики (ст. 1 Договора) стала антиподом Европейского союза. Статистические показатели за 2011 г. государств - членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) свидетельствуют о положительных тенденциях евразийской интеграции на различных рынках. Первое место в мире по добыче естественного газа (22,1 млрд ), нефти, включая газовый конденсат (15,0 млн т), производство сельскохозяйственной продукции: подсолнечника (21,1 млн т) и сахарной свеклы (14,5 млн т) занимают страны - участницы ТС и ЕЭП <99>.
--------------------------------
<97> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата посещения: 05.06.2014).
<98> Собрание законодательства РФ. 2014. N 40 (ч. I). Ст. 5310.
<99> См.: Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты // Библиотека Евразийской интеграции. 2012. С. 12 - 13.
Гармонизация международных предпринимательско-правовых норм с российским внутренним правом стала органическим процессом, способным эффективно регулировать рыночные отношения, сочетая при этом частноправовые и публично-правовые начала регулирования экономики. Пророческие высказывания Н.М. Карамзина об уникальности и самобытности истории Российского государства и русского права, прослеживающиеся на протяжении всего сочинения "История государства Российского" <100>, подтверждаются проведенным обзором развития источников российского предпринимательского права.
--------------------------------
<100> Подробнее см.: Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. СПб.: Тип. Н. Греча, 1816 - 1829.
Библиография
1. Алексеев С.С. Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе // Гражданский кодекс России: Проблемы. Теория. Практика: сб. памяти С.А. Хохлова. М.: Междунар. центр фин.-экон. развития, 1998. С. 21 - 42.
2. Андреев В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация / отв. ред. В.В. Лаптев М.: Наука, 1986. 124 с.
3. Братусь С.Н. О некоторых чертах истории советского гражданского права // Советское государство и право. 1957. N 11. С. 86 - 103.
4. Венедиктов А.В. О государственных юридических лицах в СССР // Вестник ЛГУ. 1955. N 3. С. 22 - 37.
5. Вышинский А.Я. Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С. 31.
6. Гинцбург Л.Я. Наука советского гражданского (хозяйственного) права в двадцатые годы (1921 - 1928) // Проблемы государства и права: сб. Ин-та государства и права. М.: Типография НИИМАШ, 1976. Кн. 12. С. 78 - 91.
7. Гинцбург Л.Я. Становление науки гражданского права в СССР (1917 - 1920 гг.) // Правоведение. 1974. N 3. С. 82 - 90.
8. Гойхбарг А.Г. Обобществление сельского хозяйства // Народное хозяйство. 1919. N 5. С. 13 - 14.
9. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе / отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма, 2014. 288 с.
10. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 2003. 400 с.
11. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в древней России. М.: Унив. тип., 1869. 413 с.
12. Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты // Библиотека Евразийской интеграции. 2012. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/broshuraEEC_26----1.pdf.
13. Ершова И.В. О концепции конференции "Право и бизнес": сб. ст. I Ежегодной междунар. науч.-практич. конференции. М.: Юрист, 2012. С. 15 - 20.
14. Исаев И.А. Хозяйственное право в системе советской юридической науки 20-х годов // Советское государство и право. 1982. N 2. С. 104 - 112.
15. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. М.: Статут, 2012. 840 с.
16. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. СПб.: Тип. Н. Греча, 1816 - 1829.
17. Комментарий к Положению о социалистическом государственном производственном предприятии / под ред. В.В. Лаптева. 2-е изд. М.: Юрид. лит., 1968. 304 с.
18. Лаптев В.В. Некоторые правовые проблемы хозяйственной реформы // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 10. 1967. С. 29 - 40.
19. Лаптев В.В. К кодификации хозяйственного законодательства // Советское государство и право. 1971. N 10. С. 60 - 68.
20. Лаптев В.В. Правовое положение промышленных и производственных объединений. М.: Наука, 1978. 234 с.
21. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. 140 с.
22. Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. М.: Тип. А.С. Суворина, 1904. 344 с.
23. Мамутов В.К. О научном значении разработки проекта Хозяйственного (Коммерческого) кодекса Украины // Обеспечение общественного хозяйственного порядка: сб. науч. тр. АПрНУ. Донецк: ИЭПИ НАНУ, 1998. С. 45 - 51.
24. Мамутов В.К. Предприятие и вышестоящий хозяйственный орган. М.: Юрид. лит., 1969. 240 с.
25. Мамутов В.К., Цимерман Ю.С., Лаптев В.В. Правовая организация хозяйственных систем. М.: Юрид. лит., 1978. 169 с.
26. Пилецкий А.Е. Теоретические проблемы предпринимательской правосубъектности в смешанной экономике. М.: ЧеРо, 2005. 336 с.
27. Предпринимательское (хозяйственное) право: в 2 т. / отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. М.: Юристъ, 1999. 727 с.
28. Предпринимательское право: учебник. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. 639 с.
29. Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2012. 624 с.
30. Свердлов Г.М. К истории гражданского и хозяйственного законодательства // Советское государство и право. 1959. N 9. С. 34 - 44.
31. Стучка П.И. Курс советского гражданского права. М.: Изд-во Комм. академии, 1927. Т. 1.
32. Хозяйственное законодательство / отв. ред. Н.И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1990. 270 с.
33. Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. 912 с.
34. Цимерман Ю.С. Производственная единица - правовое положение и хозяйственные связи / отв. ред. Н.С. Малеин. М.: Юрид. лит., 1983. 112 с.
35. Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву: в 2 т. Т. 1: Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. М.: Статут, 2005. 460 с.
36. Шершеневич Г.Ф. Торговое право. Т. I: Введение. Торговые деятели. СПб.: Изд. бр. Башмаковых, 1908. 515 с.
Bibliography
1. Alekseev S.S. Civil Code. The notes from the history of drafting. Comments of contents of the Code, its value and fate // The Civil Code of Russia. Problems. Theory. Practice: Collected Articles in the Memory of S.A. Hohlov. M.: Mezhdunar. centr fin.-jekon. razvitija, 1998. P. 21 - 42.
2. Andreev V.K. Legal capacity of economic bodies: nature and implementation / Ed. by V.V. Laptev. M.: Nauka, 1986. 124 p.
3. Bratus S.N. On some features of history of the Soviet civil law // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1957. N 11. P. 86 - 103.
4. Venediktov A.V. On public legal entities in the USSR // Vestnik LGU. 1955. N 3. P. 22 - 37.
5. Vyshinskij A.Y. The main goals of the science of Soviet socialistic law. M., 1938 p.
6. Gincburg L.Y. Science of the Soviet civil (national economy) law in the 1920 s. (1921 - 1928) // Problemy gosudarstva i prava: sb. In-ta gosudarstva i prava. M.: Tipografija NIIMASh, 1976. B. 12. P. 78 - 91.
7. Gincburg L.JY. Formation of the science of civil law in the USSR (1917 - 1920 yy.) // Pravovedenie. 1974. N 3. P. 82 - 90.
8. Gojhbarg A.G. Nationalization of agriculture // Narodnoe hozjajstvo. 1919. N 5. P. 13 - 14.
9. State regulation of economic activities in the conditions of the membership of the Russia in the World Trade Organization, the Eurasian Economic Union and the Customs Union / Ed. by I.V. Ershov. M.: Norma, 2014. 288 p.
10. David R., Gioffre-Spinosi K. Main legal systems of the modern age / Translated from French by V.A. Tumanov. M.: Mezhdunar. otnoshenija, 2003. 400 p.
11. Duvernua N.L. Sources of law and court in the ancient Russia. M.: Univ. tip., 1869. 413 p.
12. Eurasian economic integration: numbers and facts // Eurasian Integration Library. 2012. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/broshuraEEC_26----1.pdf.
13. Ershova I.V. On the concept of the conference "Law and Business" // Collected Articles of the Annual International Scientific and Practical Conference. M.: Jurist, 2012. P. 15 - 20.
14. Isaev I.A. National economy law within the system of Soviet legal science in 1920 s. // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1982. N 2. P. 104 - 112.
15. Isaev M.A. History of Russian state and law: manual / MGIMO (Universitet) MID Rossii. M.: Statut, 2012. 840 p.
16. Karamzin N.M. History of the Russian state: in 12 v. SPb.: Tip. N. Grecha, 1816 - 1829.
17. Commentary to the Provisions on Socialistic Public Production Enterprise / Ed. by V.V. Laptev. 2-e izd. M.: Jurid. lit., 1968. 304 p.
18. Laptev V.V. Some legal problems of economic reform // Uchenye zapiski VNIISZ. Vyp. 10. 1967. P. 29 - 40.
19. Laptev V.V. On codification of national economy legislation // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1971. N 10. P. 60 - 68.
20. Laptev V.V. Legal position of industrial and production enterprises. M.: Nauka, 1978. 234 p.
21. Laptev V.V. Entrepreneurial law: definition and subjects. M.: Jurist, 1997. 140 p.
22. Litvinov-Falinskij V.P. Factory legislation and factory inspection. M.: Tip. A.S. Suvorina, 1904. 344 p.
23. Mamutov V.K. On scientific value of development of the Draft of the National Economy (Commercial) Code of Ukraine // Guarantees of public economy order: Collection of Scientific Works. APrNU. Doneck: IJePI NANU, 1998. P. 45 - 51.
24. Mamutov V.K. Enterprise and the superior economic body. M.: Jurid. lit., 1969. 240 p.
25. Mamutov V.K., Cimerman Y.S., Laptev V.V. Legal organization of economic systems. M.: Jurid. lit., 1978. 169 p.
26. Pilecky A.E. Theoretical problems of entrepreneurial legal competence in a mixed economy. M.: CheRo, 2005. 336 p.
27. Entrepreneurial (economic) law. In 2 v. / Ed. by O.M. Olejnik. V. 1. M.: Jurist, 1999. 727 p.
28. Entrepreneurial law: manual. M.: Juniti-Dana: Zakon i pravo, 2008. 639 p.
29. Russian entrepreneurial law: manual / Ed. by I.V. Ershov, G.D. Otnjukov. M.: Prospekt, 2012. 624 p.
30. Sverdlov G.M. On the history of civil and economic legislation // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1959. N 9. P. 34 - 44.
31. Stuchka P.I. Course of Soviet Civil Law. M.: Izd-vo Komm. akademii, 1927. V. 1.
32. National economy legislation / Ed. by N.I. Klejn. M.: Jurid. lit., 1990. 270 p.
33. National economy law / Ed. by V.K. Mamutov. Kiev: Jurinkom Inter, 2002. 912 p.
34. Tsimerman Y.S. Industrial unit - legal position and economic ties / Ed. by N.S. Malein. M.: Jurid. lit., 1983. 112 p.
35. Tsitovich P.P. Works on trade and promissory note law. In 2 volumes. V. 1. Trade law manual. On the issue on merging of civil and trade law. M.: Statut, 2005. 460 p.
36. Shershenevich G.F. Trade law. V. I: Introduction. Trade activists. SPb.: Izd. br. Bashmakovyh, 1908. 515 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.