Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЗДАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ БИЗНЕСА: МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ, ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА И ИХ СООТНОШЕНИЕ С УЧЕТОМ ПИСЬМА N СА-4-14/12088
В.В. СЕМЕНИХИН
Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация.
В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.
В ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) употребляется выражение "место нахождения юридического лица" - так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу - фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий "место нахождения", "юридический адрес" и "фактический адрес" организации.
Сразу отметим, что в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в числе прочего ст. 54 ГК РФ была изложена в новой редакции, однако кардинально эти изменения не повлияли на указанную проблему.
Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий "фактический" и "юридический адрес" не содержится в действующем законодательстве.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Таким образом, в том случае если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три законодательно используемые понятия "место нахождения", "юридический адрес" и "фактический адрес", так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.
Отметим, что Федеральная налоговая служба Российской Федерации в Письме от 23 сентября 2011 г. N ПА-21-6/293 сообщила о том, что возможна государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя.
При этом необходимо иметь в виду, что по адресу (месту нахождения) юридического лица, являющемуся также адресом (местом жительства) учредителя, должна осуществляться связь с юридическим лицом.
Судебная практика подтверждает правомерность регистрации юридических лиц по месту жительства единственного учредителя. Суды указывают, что действующее законодательство не запрещает подобную регистрацию (смотрите Постановления ФАС Центрального округа от 22 января 2013 г. по делу N А54-4428/2012, ФАС Московского округа от 21 мая 2012 г. по делу N А40-73285/11-92-615, ФАС Уральского округа от 25 апреля 2011 г. по делу N Ф09-2000/11-С4, от 21 февраля 2011 г. по делу N Ф09-51/11-С4).
Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.
Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия "юридический адрес" законодательно употребляется понятие "место нахождения". Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.
Обратите внимание! Российским законодательством предусмотрено право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации при наличии у него подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений (пп. "к" - "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)), в том числе сведений об адресе юридического лица.
В связи с этим Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61) указывает на то, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (п. 2 Постановления N 61).
Отказ в государственной регистрации по причине недостоверности сведений об адресе юридического лица должен быть мотивирован (п. 3 Постановления N 61). При этом следует указать не только норму права, в соответствии с которой было отказано в государственной регистрации, но и все конкретные обстоятельства, которые, по мнению ФНС России, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
Регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Пленум ВАС РФ разъяснил, что адрес юридического лица - это адрес места нахождения единоличного исполнительного органа юридического лица, и он может отличаться от адреса, по которому производится основная хозяйственная деятельность компании.
В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления N 61).
Для справки сообщаем, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации (смотрите Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации").
Действующим законодательством предусматривается, что юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке в случае, если при его создании были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (пп. 1 и 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).
В связи с этим Пленум ВАС РФ разъяснил, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и тому подобное), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).
Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.
В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности.
Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса после возбуждения судом производства по делу не может являться основанием для возмещения судебных расходов юридического лица - ответчика за счет истца - за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (ст. 111 АПК РФ).
В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении (п. 6 Постановления N 61).
Заметим, что и ранее суды делали подобные выводы (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 февраля 2013 г. по делу N А19-5060/2012, ФАС Дальневосточного округа от 25 декабря 2012 г. N Ф03-6213/2012 по делу N А73-4732/2012).
Как сказано в п. 7 Постановления N 61, при рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке по вышеназванному основанию арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу Закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.
При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ или признано недействительным в судебном порядке.
Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Ранее от организаций требовалось иметь почтовый адрес, по которому с ними должна была осуществляться связь, и нужно было уведомлять регистрирующие органы об изменении своего почтового адреса (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Однако в 2002 г. пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица.
Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой "до востребования" или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы "до востребования" или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового "до востребования" или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.
В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего.
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (пп. 3.6.1 Приложения N 1 к Приказу МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц").
Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.
Если новый юридический адрес организации находится в поле зрения старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:
- подачи документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите п. 4 ст. 18 Закона N 129-ФЗ);
- снятия с налогового учета в старой инспекции и постановки на учет в новой налоговой инспекции.
И в заключение отметим, что Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) внесены уточнения в ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вступившие в силу с 30 июня 2013 г.
Теперь в п. 5 ст. 31 НК РФ сказано, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, такие документы направляются налоговым органом:
- налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;
- налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;
- налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по представленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в п. 5 ст. 31 НК РФ, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Форма заявления о представлении налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем, нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, ст. 31 НК РФ прямо определено, по каким адресам налоговым органам необходимо направлять корреспонденцию почтовым отправлением. В связи с этим могут возникнуть трудности у организаций, которые использовали некий юридический адрес только для регистрации, а на практике не имели к нему никакого отношения.
Напомним, что до недавнего времени адрес, по которому должны быть направлены документы в случае их отправки по почте, законодательно установлен только в отношении акта налоговой проверки - он направляется по месту нахождения организации (обособленного подразделения) и по месту жительства физического лица (п. 5 ст. 100, п. 12 ст. 105.17 НК РФ).
В иных случаях для разрешения возникших споров по данному вопросу налогоплательщикам приходилось обращаться в суд. При этом нередко арбитры исходили из того, что налоговые органы должны направить документы на все известные им адреса, то есть как юридический, так и фактический (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2011 г. N КА-А41/8973-11 по делу N А41-34685/09). В частности, без этого арбитры не признавали надлежащим извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения налоговой проверки. Ненадлежащее извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения налоговой проверки является основанием для отмены решения, которое вынесено налоговиками в ходе проведенной проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ, Постановление ФАС Уральского округа от 16 марта 2010 г. N Ф09-1500/10-С3).
Однако при разрешении споров о том, по какому адресу должно быть направлено требование об уплате налога, большинство судов указывают, что именно по юридическому адресу (п. 6 ст. 69 НК РФ, Определение ВАС РФ от 9 февраля 2012 г. N ВАС-774/12, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 мая 2008 г. N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08, ФАС Уральского округа от 2 июня 2009 г. N 09-3420/09-С3). Но есть и противоположные выводы (Определение ВАС РФ от 12 августа 2008 г. N 5436/08, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2009 г. по делу N А78-6367/08).
Таким образом, на практике больше не должно возникать споров о том, по какому адресу должна направляться почтовая корреспонденция, так как теперь она направляется налоговыми органами только по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ. При этом отговорки налогоплательщиков о том, что налоговики знали и другие адреса, по которым они могли еще отправить свою корреспонденцию, не имеют смысла.
Отметим, что в Постановлении N 61 сказано, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом в рамках производства по делу об административном правонарушении и тому подобное), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 1 Постановления N 61).
Теперь остановимся на положениях сравнительно нового документа - Письма ФНС России от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088 "Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица".
Данное Письмо призвано обеспечить единую правоприменительную практику налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. В целом это процесс действий налоговой службы при выявлении данных обстоятельств.
Федеральная налоговая служба, в частности, разъяснила следующее.
При выявлении налоговым органом по месту учета (месту предполагаемого учета) юридического лица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде предоставления в налоговый орган, осуществляющий (осуществивший) соответствующую государственную регистрацию юридического лица, документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений - по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Регистрирующий орган рассматривает возможность возбуждения административного производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, обеспечивается составление протокола об административном правонарушении и направление материалов в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения правонарушения по факту представления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения. При направлении в суд материалов одновременно представляется ходатайство о направлении в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, представления в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ.
В случае получения информации о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), к представлению заявления о государственной регистрации или деятельности данной организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках ст. ст. 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (смотрите также Письма ФНС России от 28 января 2014 г. N СА-4-14/1215@, от 23 апреля 2014 г. N СА-4-14/7872).
Регистрирующий орган при выявлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица самостоятельно либо по информации, полученной из налогового органа, а также на основании судебного акта в течение 5 рабочих дней:
- вносит данные сведения в ЕГРЮЛ (после доработки программного обеспечения);
- направляет в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца со дня получения уведомления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения организации (уведомление не направляется в случае, если в адрес всех указанных лиц было ранее внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших административному правонарушению с аналогичными требованиями).
В случае неустранения недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в течение срока, указанного в соответствующем уведомлении (представлении), регистрирующим органом обеспечивается направление в арбитражный суд заявлений о ликвидации организации.
Федеральная налоговая служба в рассматриваемом Письме сообщила, что рассмотрение в настоящий момент дел о принудительной ликвидации юридических лиц по заявлениям регистрирующих органов имеет значение для формирования судебной практики.
В этой связи Федеральная налоговая служба поручила Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации при обращении в арбитражные суды с требованиями о ликвидации юридических лиц соблюдать порядок и сроки предоставления информации по указанным делам, предусмотренные п. 6 Приказа ФНС России от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах", а также сообщила о необходимости предоставления на согласование проектов исковых заявлений о ликвидации юридических лиц, апелляционных и кассационных жалоб по данной категории дел.
Проекты исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб подлежат представлению в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России. Несогласованные проекты указанных процессуальных документов направлению в суд не подлежат.
Сформированной положительной судебной практикой для целей рассматриваемого Письма следует считать наличие удельного веса судебных актов, вынесенных в пользу налоговых органов, к общему числу судебных актов, которыми завершено производство по данной категории дел, в размере не менее 90 процентов при условии, что общее количество судебных актов по данной категории дел составляет не менее 10 удовлетворенных требований регистрирующего (налогового) органа о ликвидации юридических лиц.
Согласование проектов апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты об отказе в удовлетворении требований о ликвидации юридических лиц осуществляется в том числе при наличии сформированной в регионе положительной судебной практики.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.