Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРКМЕНИСТАНЕ
М.О. ХАИТОВ
Хаитов Мурад Овезгельдыевич, доктор юридических наук, профессор.
Экономика - важнейший, определяющий компонент общественного развития. Более того, она является доминирующим фактором в политико-правовой системе любого государства, в том числе и Туркменистана. Поэтому конституционное регулирование экономических отношений имеет основополагающее значение в упорядочении данной области. Конституция Туркменистана уделяет особое внимание указанным отношениям, определению основных направлений экономического и социального развития, утверждению национальных программ и стратегий по их реализации, формулирует полномочия высших органов государственной власти и управления.
Конституционное регулирование экономических отношений является одним из видов правового регулирования общественных отношений. Как часть общей системы правового регулирования, конституционное регулирование обладает всеми свойствами - системностью, нормативностью, формальной определенностью. Кроме того, как отмечается в литературе, среди других видов отраслевого правового регулирования конституционное регулирование занимает ведущее, первенствующее положение, поскольку служит исходной базой для любого отраслевого правового регулирования, составляет наивысшую степень, самый высокий ранг правового регулирования <1>.
--------------------------------
<1> См.: Морозова Л.А. Конституционное регулирование общественных отношений в СССР // Советское государство и право. 1980. N 7. С. 22.
Следует отметить, что такое положение обусловлено прежде всего юридической природой конституции, ее местом в системе нормативных правовых актов, значением конституционных норм и принципов, имеющих не только правовое, но и политико-идеологическое содержание, выступающих своего рода эталоном для моделирования издаваемых на ее основе норм текущего законодательства. Однако в отличие от правового регулирования конституционное регулирование имеет определенный объем и свои пределы (границы) такого регулирования. Исходя из этого конституционное регулирование представляет собой высший уровень правового регулирования, что обусловлено прежде всего особой ролью Основного Закона, его верховенством в системе правовых актов. Конституционным регулированием охватываются основные, наиболее существенные для жизнедеятельности общества и государства общественные отношения, отражающие особенности экономической и социальной организации общества. При конституционном регулировании нет необходимости, да и практически невозможно урегулировать конкретную ситуацию. Поэтому его составляют не отдельные виды общественных отношений, а лишь основы общественных отношений, выражающих в то же время существенные черты политического, экономического и социального строя государства. Иначе говоря, конституционное регулирование - это наиболее стабильные общественные отношения, выступающие обобщенным выражением сущности общественного и государственного строя.
Как и все правовое регулирование в целом, конституционное регулирование в современных условиях имеет тенденцию к расширению и углублению, что соответствует объективным потребностям развития общества и государства, к повышению действенности и эффективности конституции как важнейшего политико-правового документа.
После выяснения этих общих положений целесообразно перейти к рассмотрению вопросов конституционного регулирования применительно к экономическим отношениям.
Следует отметить, что Конституция Туркменистана среди стран Содружества Независимых Государств принята одной из первых - 18 мая 1992 г. Надо сказать, что Конституция всегда уделяла большое внимание вопросам экономики. Однако объем и пределы конституционного регулирования в данной области не оставались и не могли оставаться неизменными. Это обусловлено конкретно-историческими условиями, в которых принимались соответствующие конституционные акты, а также целым рядом факторов, связанных с развитием политической и социально-экономической жизни Туркменистана.
В годовщину 20-летия Конституции Туркменистана мы можем с уверенностью говорить, что она содержит огромный ресурс для развития конституционно-экономических принципов. В частности, в ст. 9 Конституции провозглашены неприкосновенность собственности, утверждение права частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать также объединениям граждан и государству. Конституция закрепила также, что государство гарантирует равную защиту и создает равные условия для развития всех форм собственности. Согласно указанной норме, конфискация собственности не допускается, за исключением собственности, приобретенной запрещенным законом способом. И наконец, Конституция устанавливает, что принудительное возмездное отчуждение собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Сказанное свидетельствует, что право частной собственности как важнейшее право человека и гражданина вводится Конституцией в систему национального права Туркменистана.
Конституирование права собственности означает, что права человека и гражданина на собственность находятся под охраной государства, его Конституции. Все другие законы и иные нормативные правовые акты о праве собственности дополняют и развивают конституционные нормы в текущей нормотворческой практике. Положения Конституции получили свое отражение в Законе Туркменистана "О собственности", принятом Меджлисом Туркменистана 1 октября 1993 г. <2>. В соответствии со ст. 6 указанного Закона субъектами права собственности в Туркменистане могут быть физические и юридические лица, государство. Собственность в Туркменистане выступает в частной и государственной формах, в форме собственности общественных объединений (организаций), кооперативных объединений, совместных предприятий, других государств, их юридических лиц и граждан, а также форме собственности международных организаций и в смешанной (объединенной) форме собственности.
--------------------------------
<2> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1993. N 9 - 10. Ст. 53.
Таким образом, текущее законодательство определяет способы осуществления индивидом права собственности в отношении своей собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. В первом случае индивид выступает в качестве собственника как физическое лицо, в другом случае он становится участником отношений собственности в составе предприятия, организации или учреждения, именуемых юридическим лицом. В то же время общая собственность широко применяется в семейном праве - собственность супругов, нажитая во время брака (ст. 52 - 53 Семейного кодекса Туркменистана от 10 января 2012 г.), право собственности на квартиру, дом (ст. 10 Жилищного кодекса Туркменистана) <3>. В современный период все более широко стало применяться участие граждан в долевом строительстве жилья, ипотечном строительстве, право собственности членов кооператива (пайщиков) и т.д.
--------------------------------
<3> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2012. N 1; Ведомости Верховного Совета Туркменской ССР. 1983. N 18. Ст. 44; Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1994. N 3. Ст. 23.
Следует отметить, что 26 сентября 2008 г. принята новая редакция Конституции Туркменистана <4>. В отличие от прежней ее редакции в новой редакции Основного Закона закреплены положения об экономике, принципах ее развития. Так, в ст. 10 Конституции установлено, что "экономика Туркменистана основывается на принципах рыночных отношений. Государство поощряет и поддерживает предпринимательство, способствует развитию малого и среднего бизнеса". Сказанное свидетельствует, что впервые в национальном конституционном законодательстве закрепляется право свободного предпринимательства. На основе конституционных положений Меджлисом Туркменистана 15 августа 2009 г. принят Закон Туркменистана "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" <5>. Целью законодательного регулирования малого и среднего предпринимательства является формирование правовых основ государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего звена рыночной экономики, успешное функционирование которого способствует экономическому росту и социальному развитию.
--------------------------------
<4> См.: Конституция Туркменистана. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба, 2008.
<5> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2009. N 3. Ст. 58.
В качестве основных задач в Законе Туркменистана "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" сформулировано создание эффективного механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, благоприятных финансовых, инвестиционных, материально-технических и других условий для стимулирования развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и более полного использования их потенциала в социально-экономическом развитии страны. Исходя из указанного в ст. 5 Закона под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются: 1) предпринимательские юридические лица: а) микропредприятия со среднесписочной численностью работников, занятых в промышленности, электроэнергетике, строительстве, газо- и водоснабжении, до 15 человек, в других отраслях - не более 10 человек; б) малые предприятия со среднесписочной численностью работников, занятых в промышленности, электроэнергетике, строительстве, газо- и водоснабжении, до 50 человек, в других отраслях - до 25 человек; в) средние предприятия со среднесписочной численностью работников, занятых в промышленности, электроэнергетике, строительстве, газо- и водоснабжении, до 200 человек, в других отраслях - до 100 человек; 2) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - индивидуальные предприниматели, у которых среднесписочная численность занятых работников не превышает 5 человек.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Туркменистане осуществляется в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к правовой, экономической и иной информации, научно-техническим разработкам и технологиям. Более того, 21 мая 2011 г. национальным парламентом принят Закон Туркменистана "О Союзе промышленников и предпринимателей Туркменистана" <6>. Целями данного Союза являются содействие развитию экономики и рыночных отношений, формирование современной промышленной и предпринимательской инфраструктуры, развитие частного сектора экономики, а также создание новых рабочих мест, повышение уровня трудовой занятости и предпринимательской активности населения.
--------------------------------
<6> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2011. N 2. Ст. 42.
Кроме того, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства выражается в стимулировании инвестиций, направляемых субъектами малого и среднего предпринимательства на реализацию государственных программ социально-экономического развития, создании новых рабочих мест и увеличении доходов населения, осуществлении на конкурсной основе государственных закупок товаров (работ, услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства. Важное место в мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства занимают также вопросы осуществления специальных программ финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, оказания субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, а также экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства.
И наконец, согласно ст. 19 Закона Туркменистана "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется защита прав и законных интересов в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана. Нормативные правовые акты Туркменистана, затрагивающие интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, должны быть доступны им. Если изменения законодательства Туркменистана приводят к запретам и ограничениям, ухудшающим правовые основы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, то законодательство Туркменистана, действовавшее на момент регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, применяется в отношении их в течение пяти лет.
Важными полномочиями в сфере регулирования вопросов экономики наделены высшие органы государственной власти и управления: Президент Туркменистана, Меджлис Туркменистана, Кабинет министров Туркменистана (ст. 48 Конституции). Так, в соответствии со ст. 50 Президент Туркменистана является главой государства и исполнительной власти в Туркменистане. Он утверждает программы и основные направления политического, экономического и социального развития Туркменистана (п. 5 ст. 53 Конституции). Согласно п. 6 ст. 53 Основного Закона глава государства представляет на рассмотрение и утверждение Меджлиса Туркменистана Государственный бюджет Туркменистана и отчет о его исполнении. Конституционные полномочия главы государства конкретизированы в Законе Туркменистана "О Президенте Туркменистана", принятом 21 мая 2011 г. <7>.
--------------------------------
<7> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2011. N 2. Ст. 36.
Решающая роль в формировании законодательно-правовой базы в области экономики принадлежит Меджлису (Парламенту) Туркменистана. В частности, помимо собственных полномочий по принятию законов, Парламент в соответствии с п. 2 ст. 63 Конституции рассматривает вопрос об одобрении программы деятельности Кабинета министров. Согласно п. 3 ст. 63 Конституции к полномочиям Меджлиса Туркменистана отнесено также утверждение Государственного бюджета Туркменистана и отчета о его исполнении. Например, ежегодно Меджлис принимает Закон Туркменистана "О Государственном бюджете Туркменистана", а также постановление о его исполнении. Наряду с этим в компетенцию Меджлиса входит также рассмотрение программы и основных направлений политического, экономического и социального развития страны (п. 4 ст. 63 Конституции). Более подробно полномочия парламента закреплены в Законе Туркменистана "О Меджлисе", принятом 9 января 2009 г. <8>. Существенная роль в реализации полномочий парламента в сфере экономики принадлежит его комитетам. В настоящий момент в составе Меджлиса четвертого созыва образованы пять комитетов, в том числе Комитет по экономике и социальной политике, на который возложена разработка проектов законов в области регулирования экономических отношений <9>.
--------------------------------
<8> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2009. N 1. Ст. 15.
<9> См.: Постановление Меджлиса Туркменистана от 9 января 2009 г. "Об образовании комитетов Меджлиса Туркменистана" // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2009. N 1. Ст. 6.
Непосредственная роль в сфере экономики принадлежит Кабинету министров Туркменистана. Прежде всего Кабинет министров (Правительство), будучи исполнительным и распорядительным органом (ст. 72 Конституции), разрабатывает и вносит на рассмотрение Меджлиса предложения по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, программы экономического и социального развития страны (п. 3 ст. 75 Конституции), осуществляет государственное управление экономическим и социальным развитием. Кроме того, он организует управление государственными предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов (п. 4 ст. 75 Конституции). Кабинет министров Туркменистана принимает также меры по укреплению денежной и кредитной системой (п. 5 ст. 75 Конституции), осуществляет внешнеэкономическую деятельность (п. 7 ст. 75 Конституции), руководит деятельностью правительственных учреждений, государственных предприятий и организаций (п. 8 ст. 75 Конституции).
Более подробно полномочия Кабинета министров закреплены в Законе Туркменистана "О Кабинете министров Туркменистана", принятом 24 ноября 1995 г. <10>. Так, в соответствии со ст. 9 Закона Кабинет министров Туркменистана разрабатывает и вносит на рассмотрение Меджлиса Туркменистана предложения по основным направлениям экономического и социально-культурного развития страны, осуществляет государственное управление экономическим, социально-культурным развитием страны, решает вопросы организации управления промышленными, сельскохозяйственными, строительными и оборонными предприятиями, средствами транспорта, связи и информации, иными государственными предприятиями и организациями.
--------------------------------
<10> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1995. N 3. Ст. 35.
Правительство Туркменистана организует проведение экономической реформы на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики и утверждения рыночных отношений, разрабатывает, принимает и обеспечивает исполнение целевых программ общегосударственного значения, осуществляет управление государственной собственностью Туркменистана, разрабатывает и контролирует выполнение программ приватизации объектов государственной собственности, реализует инвестиционную политику, содействует развитию предприятий различных форм собственности, крестьянских объединений и дайханских хозяйств. Кабинет министров разрабатывает и организует исполнение Государственного бюджета Туркменистана, осуществляет меры по укреплению денежной системы, проведению единой политики цен и кредитования, обеспечению законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения населения, обеспечивает разработку и проведение в жизнь государственной социальной политики, поддержку наименее социально защищенных слоев населения, осуществляет меры по развитию науки и техники, охране и рациональному использованию природных ресурсов, принимает действенные меры по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Кроме того, на Кабинет министров возложена реализация внешнеэкономической политики Туркменистана, обеспечение экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и др.
В соответствии со ст. 79 Конституции вопросы комплексного экономического и социального развития территорий являются также предметом ведения халк маслахаты - представительных органов местной власти, члены которых избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Более подробно полномочия указанных органов сформулированы в Законе Туркменистана "О представительных органах местной власти", принятом 1 октября 2011 г. <11>. В соответствии со ст. 12 Закона к компетенции халк маслахаты - представительных органов местной власти - отнесены обеспечение выполнения программ экономического, социального и культурного развития на соответствующей территории, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, заслушивание ежегодной информации хякима <12> о деятельности, осуществляемой в области экономического, социального и культурного развития территории, утверждение местного бюджета.
--------------------------------
<11> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2011. N 4.
<12> Хяким - глава органа местной исполнительной власти на территории велаята (области), этрапа (района), города. Согласно ст. 49 Конституции Туркменистана в Туркменистане различаются три категории городов: города с правами велаята (областные центры), города с правами этрапа, города в этрапе.
Необходимо отметить, что важными полномочиями в сфере регулирования экономических отношений наделены органы местной исполнительной власти. Они осуществляют руководство деятельностью органов управления на местах. Функции и полномочия органов местной исполнительной власти определены Законом Туркменистана "О местной исполнительной власти", принятым 10 мая 2010 г. <13>. В частности, хякимы велаятов, этрапов и городов обеспечивают реализацию задач, вытекающих из национальных программ социально-экономического и культурного развития, на соответствующей территории, осуществляют координацию деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах, комплексным экономическим и социальным развитием подведомственной территории, рациональным использованием местных трудовых ресурсов и обеспечением занятости населения и охраной труда. Кроме того, они содействуют заключению хозяйственных договоров между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами всех форм собственности для привлечения их товаров (продукции) и услуг (работ) на местный рынок, осуществляют контроль за качеством производимых на соответствующей территории товаров и оказываемых услуг (работ), совместно с министерствами, другими центральными органами государственного управления принимают участие в рассмотрении вопросов, связанных с размещением, строительством, реконструкцией и специализацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов производственной и социальной инфраструктуры на соответствующей территории.
--------------------------------
<13> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2010. N 2. Ст. 33.
Главы органов местной исполнительной власти принимают также меры по рациональному использованию, охране земель, недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на соответствующей территории и осуществляют контроль в данной сфере в порядке, установленном законодательством Туркменистана, управляют объектами, расположенными на подведомственной территории, находящимися в ведении соответственно велаята, этрапа, города. В пределах своей компетенции они организуют выполнение программ приватизации объектов государственной собственности, реорганизации сельскохозяйственных предприятий, оказывают содействие развитию среднего и малого предпринимательства, осуществляют передачу, преобразование и отчуждение объектов государственной собственности на территории велаята, этрапа, города.
Помимо указанных полномочий, хякимы обеспечивают реализацию мер по социальной защите населения, улучшению жилищных и бытовых условий жизни ветеранов, инвалидов, многодетных, малообеспеченных семей, материального обеспечения детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, интернатов, домов престарелых, оздоровительных и санаторно-курортных учреждений на соответствующей территории, совместно с министерствами и другими центральными органами государственного управления осуществляют также управление учреждениями образования, здравоохранения, культуры и спорта, социального обеспечения и принимают меры по улучшению их материально-технической базы.
Кроме того, на них возложено информирование населения об экологической обстановке, а в случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и аварий - принятие необходимых мер по ликвидации их последствий и обеспечению безопасности населения, в необходимых случаях приостанавливают деятельность предприятий, учреждений, организаций, представляющую угрозу для окружающей среды и приводящую к нарушению законодательства Туркменистана о природопользовании, обеспечение соблюдения порядка эксплуатации муниципального жилищного фонда, устойчивое функционирование объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, электрических, газовых, водных и других сетей и сооружений, средств связи и транспорта, меры по обеспечению населения природным газом, водой и электроэнергией.
Хякимы регулярно заслушивают отчеты соответствующих руководителей предприятий, учреждений, организаций, расположенных на подведомственной территории, вносят в вышестоящие государственные органы предложения по вопросам комплексного экономического и социального развития территорий.
И наконец, важными полномочиями в сфере экономического и социального развития подведомственных территорий наделены также органы местного самоуправления - Генгеши <14>. Согласно ст. 86 Конституции Генгеши определяют основные направления экономического, социального и культурного развития своих территорий, формируют и утверждают свой бюджет и составляют отчет о его исполнении, устанавливают местные сборы и порядок их взимания, определяют меры по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Более конкретно полномочия Генгеша сформулированы в Законе Туркменистана "О Генгеше", принятом 25 октября 2005 г. <15>. В частности, к компетенции Генгеша относится определение основных направлений экономического, социального и культурного развития своей территории, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, порядка их взимания, предоставление льгот по платежам в собственный бюджет, определение мер по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
--------------------------------
<14> В соответствии со ст. 1 Закона Туркменистана "О Генгеше" Генгеш - представительный орган народной власти на территории города в этрапе, поселка, нескольких сел, объединенных одним административным центром (генгешлика).
<15> Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2005. N 4. О местном самоуправлении в Туркменистане см.: Хаитов М.О. Местное самоуправление в Туркменистане: теория и практика // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 4. С. 71 - 77.
Кроме того, в их ведении находятся решение вопроса о внесении в хякимлик этрапа предложения о необходимости осуществления застройки местной территории, благоустройство мест коллективного садоводства и огородничества, зон отдыха и пляжей, контроль за осуществлением на данной территории при индивидуальном жилищном строительстве правил строительства, требований прочности и эстетики, организация строительства и ремонта дорог, мостов местного значения, объектов и сооружений коммунального назначения (водопровода, газопровода, канализации, энерготеплоснабжения, водоемов, колодцев, бань и др.) за счет средств местного бюджета и населения.
Генгеши координируют работу с соответствующими учреждениями в обеспечении бесперебойного функционирования сооружений электрических, газовых сетей, средств связи, проводят работы по благоустройству и озеленению города, поселка и сел генгешлика, принимают меры по уходу за зелеными насаждениями, осуществление контроля за санитарным состоянием населенных пунктов, источников водоснабжения, жилищ, предприятий торговли, общественного питания, школ и других социально-культурных учреждений и прилегающих к ним территорий, координируют деятельность учреждений культуры, расположенных на его территории.
Они принимают также меры по расширению их сети, созданию условий для организации новых рабочих мест путем содействия развитию народных промыслов и ремесел, организации малых предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, оказания дайханам методической, организационной и иной помощи для заключения ими договоров с местными организациями сельскохозяйственных акционерных обществ, а также осуществляют контроль за соблюдением правил торговли в общественных местах.
Таким образом, сказанное свидетельствует, что конституционное регулирование экономических отношений заложено в духе и тексте Основного Закона Туркменистана. Новый этап исторического развития национально-государственного строительства Туркменистана потребовал соответствующего конституционного оформления. В результате реформы 2008 г. значительно расширены объем и пределы конституционного регулирования <16>. Расширение объемов и пределов конституционного регулирования экономических отношений непосредственно связано с повышением эффективности Основного Закона. За прошедшие 20 лет Конституция наглядно свидетельствует о движении Туркменистана к формированию демократического, правового и светского государства, основанного на принципах верховенства права, разделения властей, приоритета прав человека. Она подтвердила также курс на введение рыночной экономики. И как следствие сказанного, в настоящий момент на основе Конституции формируется новая законодательно-правовая база экономических отношений, создаются принципиально важные институты в государственном и негосударственном секторах.
--------------------------------
<16> О конституционной реформе в Туркменистане см.: Хаитов М.О. Конституционная реформа в Туркменистане // Государство и право. 2012. N 1. С. 88 - 93.
Новая редакция Конституции Туркменистана, определив оптимальные пределы регулирования сферы экономики, в то же время отразила социально-экономическую значимость закрепления в конституционном порядке широкого комплекса вопросов экономического и социального развития страны, поскольку рыночная экономика не может быть создана без соответствующих конституционно-правовых гарантий стабильности собственности и развития предпринимательства, с одной стороны, и эффективного разумного правового регулирования экономических процессов - с другой.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.