Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В 2009 - 2010 ГГ.
Н.В. ГУРИН
В 2009 - 2010 гг. антимонопольное законодательство РФ было значительно изменено. Изменения в антимонопольное регулирование были комплексными и затронули в том числе нормы КоАП РФ, ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон о защите прав предпринимателей). Рассмотрим указанные изменения подробнее.
1. Изменения, направленные на изменение процедуры антимонопольного регулирования и контроля.
Данный блок изменений направлен на обеспечение большей прозрачности при проведении проверок для хозяйствующего субъекта, контроль коррупции в органах публичной власти и эффективный контроль концентрации капитала.
1.1. Увеличены сроки давности привлечения к административной ответственности.
До вступления в силу изменений в КоАП РФ срок давности в отношении правонарушений в сфере антимонопольного регулирования составлял один год со дня совершения правонарушения (для длящегося правонарушения - со дня обнаружения) (ст. 4.5 КоАП РФ). Правонарушение фиксировалось на основании протокола об административном правонарушении.
Для составов правонарушений, предусмотренных ст. 14.31 - 14.33 КоАП РФ, ФЗ "О защите конкуренции" срок давности привлечения к административной ответственности был увеличен по крайней мере до четырех лет со дня совершения правонарушения (для длящегося правонарушения - со дня обнаружения).
Нарушение стало фиксироваться решением Комиссии антимонопольного органа.
1.2. Конкретизирован и дополнен порядок освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществление ограничивающих конкуренцию действий.
В соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ для освобождения от ответственности должна соблюдаться совокупность следующих условий:
- антимонопольный орган на момент обращения лица не располагает сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (действиях);
- сведения являются достаточными для установления правонарушения.
Лицо, которое первое выполнило условия, освобождается от ответственности.
Не подлежит рассмотрению заявление, поданное от имени нескольких лиц.
1.3. Дополнены и уточнены положения по проведению проверок антимонопольными органами.
До реформы оставался актуальным вопрос о соотношении государственного контроля и антимонопольного контроля. Соответственно неоднозначно решался вопрос о применимости к антимонопольному контролю положений Закона о защите прав предпринимателей.
Изменениями в законодательство были установлены порядок и сроки проведения проверок, виды проверок, форма, цели проверок.
2. Изменения, которые коснулись регулирования вопросов взаимодействия публичного субъекта и хозяйствующего субъекта.
Данный блок поправок направлен на обеспечение конкуренции и контроль коррупции в органах публичной власти.
2.1. Уточнены положения закона о порядке предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе:
- антимонопольным органам предоставлено право обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающие необоснованное предоставление преференций;
- за необоснованное предоставление преференций установлена административная ответственность в отношении государственных и муниципальных служащих.
Данное положение было включено путем дополнения п. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" новыми составами действий, ограничивающих конкуренцию, в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение установленного порядка; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
2.2. В качестве меры административной ответственности установлена дисквалификация в отношении государственных и муниципальных служащих (ст. 3.11, 7.30, 14.9 КоАП РФ; ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
3. Изменения в законодательство РФ в соответствии с экономическим содержанием отношений субъектов на рынках РФ.
Цель указанных изменений - повысить эффективность деятельности антимонопольных органов.
3.1. Уточнены положения по группе лиц. Статья 9 ФЗ "О защите конкуренции" дополнена п. 15, которым уточнены основания для формирования группы лиц. Вместе с тем данные изменения не решили вопрос определения границ группы лиц.
Реформирование категории группы лиц является важным направлением совершенствования ФЗ "О защите конкуренции".
3.2. Уточнены положения по экстерриториальному действию ФЗ "О защите конкуренции". Экономическое содержание операций с привлечением иностранных юрисдикций не полностью подпадало под регулирование антимонопольных органов.
В соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" теперь установление косвенного контроля через иностранные компании подпадает под его действие.
Действие Закона распространяется на сделки в отношении компаний, учрежденных по иностранному праву, если результат сделок в отношении акций (долей) этих компаний будет оказывать влияние на состояние конкуренции в РФ.
Следует обратить внимание на то, что регулирование установления косвенного контроля как в границах РФ, так и с привлечением иностранных юрисдикций является важной задачей при регулировании концентрации капиталов на товарных рынках РФ.
3.3. Повышены пороговые значения показателей активов организаций (их групп лиц) или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. Предварительное согласование будет требоваться в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. (в настоящее время 3 млрд. руб.) или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. (в настоящее время 6 млрд. руб.).
Последовательное повышение порогов контроля после 2006 г. позволяет обеспечить более эффективную работу антимонопольных органов.
3.4. Уточнены положения ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" в части ее применения к "вертикальным" соглашениям хозяйствующих субъектов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.