Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО СТАТЬЯМ 198 - 199.2 УК РФ
М.Б. РАЗГИЛЬДИЕВА
В настоящее время получает распространение практика передачи сведений для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по составам, предусмотренным в ст. 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации <1> (далее - УК РФ), на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между налоговыми и правоохранительными органами на основании п. 3 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации <2> (далее - НК РФ).
--------------------------------
<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
В одном из кейсов, связанном с подобными действиями налоговых органов, налогоплательщик оспорил их как нарушающие требования п. 3 ст. 32 НК РФ, поскольку из смысла изложенного в этом пункте следует, что информация для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по обозначенным составам преступлений должна передаваться при определенных условиях. В частности, в отношении налогоплательщика налоговый орган вынес решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение и начал процедуры взыскания налоговой задолженности и штрафа, предусмотренного НК РФ, но задолженность налогоплательщиком не была погашена. Однако суд не усмотрел нарушения в данных действиях, полагая, что информация для решения вопроса о возбуждении уголовного дела может быть передана не только в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ, но и на основании соглашений, заключенных между налоговыми и правоохранительными органами в соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ. То есть признается правомерной передача в органы правоохраны материалов, свидетельствующих о признаках преступлений по ст. 198 - 199.2 УК РФ (далее по тексту - налоговые преступления), еще на стадии проведения налоговой проверки в виде копий различных документов.
Суд аргументировал свою позицию тем, что подобные действия налогового органа не нарушают каких-либо прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не предрешают выводы следственного органа относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагают на налогоплательщика каких-либо дополнительных обязанностей, не препятствуют предпринимательской деятельности <3>. Иными словами, суд констатирует, что материалы передаются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, но не усматривает какого-либо нарушения в том, что при их передаче не соблюдается порядок, зафиксированный в п. 3 ст. 32 НК РФ, поскольку, как полагает суд, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах могут быть переданы и в режиме взаимодействия, регламентированного соглашением, заключенным между Федеральной налоговой службой и Следственным комитетом.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2022 г. по делу N А44-4876/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
В литературе отмечалась спорность передачи сведений для возбуждения уголовного дела по ст. 199.2 УК РФ на основании соглашения, заключенного в соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ <4>. Развивая эту мысль, можно заметить, что такая практика неправомерна не только в части возбуждения уголовных дел по ст. 199.2 УК РФ, но и других налоговых составов. Подобную практику нельзя признать правомерной в силу ее несоответствия законодательно установленной взаимосвязи положений уголовно-процессуального и налогового законодательства в части оснований и порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а также базовым ограничениям, действующим в сфере налогово-правового регулирования.
--------------------------------
<4> См.: Горобец Д.Г. Процессуальные аспекты возбуждения уголовных дел по ст. 199.2 УК РФ с учетом введения ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ // Налоги. 2022. N 4. С. 38.
На первый взгляд такая практика может показаться допустимой в силу широкой формулировки, которая имеется в ч. 1.3 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <5> (далее - УПК РФ): передача материалов для возбуждения уголовного дела должна осуществляться в соответствии с налоговым законодательством. Возможно, на этом и основаны выводы судебных инстанций, полагающих, что поскольку и п. 3 ст. 32 НК РФ, и п. 3 ст. 82 НК РФ регламентируют полномочия налоговых органов передавать сведения в органы правоохранительные, то возможность передачи материалов предусмотрена законодательством о налогах и сборах, и поэтому налоговый орган может воспользоваться любым порядком передачи сведений.
--------------------------------
<5> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Однако согласиться с подобным выводом затруднительно в силу следующего. По смыслу ст. 140 УПК РФ для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям требуются не какие-либо сведения от налогового органа, а только те, которые, во-первых, направлены именно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и, во-вторых, при передаче которых налоговый орган соблюдает порядок, установленный налоговым законодательством.
Если же признавать, что сведения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела могут быть направлены и на основании п. 3 ст. 32 НК РФ, и на основании п. 3 ст. 82 НК РФ, то это означает конкуренцию этих положений законодательства о налогах и сборах. В силу отсутствия в НК РФ прямых указаний о разрешении данной конкуренции, она, следовательно, должна разрешаться по усмотрению налогового органа, что формирует основу для произвольного применения налогового закона и является серьезным коррупциогенным фактором.
Кроме того, такая трактовка не соответствует базовому принципу налогового права - принципу установления налогово-правовых норм только законом, а также не учитывает природу и содержание положений правового регулирования, вытекающих из п. 3 ст. 82 НК РФ.
Согласно пункту 3 ст. 82 НК РФ ведомства могут обмениваться информацией, которой они располагают в силу реализации своих функций. Кодекс не регламентирует порядок обмена такой информацией, допуская, что он должен быть определен самими ведомствами в специально заключаемых между ними соглашениях. В настоящее время данное информирование осуществляется на основании соглашений о взаимодействии и приказов соответствующих ведомств <6>.
--------------------------------
<6> В частности, действуют: Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3; Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, утвержденное МВД России N 1/8656, ФНС России N ММВ-27-4/11 от 13 октября 2010 г. (ред. от 01.11.2017); Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (ред. от 12.11.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, порядок взаимодействия между налоговыми и правоохранительными органами может быть определен в законодательстве, ведомственных приказах и соглашениях. Правила, установленные ведомственными приказами, являются по своей сути административно-правовыми. Они регламентируют порядок реализации полномочий, прямо предусмотренных в НК РФ, но не содержат налогово-правовых норм.
Правила, установленные соглашениями, также являются административно-правовыми. Они определяют те аспекты взаимодействия, которые не регламентированы в НК РФ. При их заключении ведомства обладают некоторой свободой усмотрения, которая тем не менее не позволит им изменять положения законодательства о налогах и сборах или устанавливать не соответствующие ему правила. В силу прямого ограничения п. 2 ст. 4 НК РФ налоговые органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.
Акцентируем внимание на том, что рассматриваемые соглашения о взаимодействии не могут быть отнесены к актам законодательства о налогах и сборах как по своей форме, так и по содержанию, так как они не регламентируют налоговые отношения, перечисленные в ст. 1 НК РФ. Иное их понимание означало бы прямое противоречие положениям ст. 1 и 4 НК РФ.
Поэтому при поступлении информации в следственный орган на основании соглашения о взаимодействии не может быть реализовано условие, предусмотренное ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ, согласно которому информация для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Признание допустимости передачи материалов дела о налоговом правонарушении с признаками преступлений, предусмотренных в ст. 198 - 199.2 УК РФ, и в порядке п. 3 ст. 32, и в порядке п. 3 ст. 82 НК РФ формирует правовую неопределенность в вопросе применения именно п. 3 ст. 82 НК РФ: на каком основании диспозитивному по своей сути положению налогового закона придается приоритет перед императивным правилом п. 3 ст. 32 НК РФ; в каком порядке должен осуществляться обмен информацией в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела - в обычном или ином, специально установленном в соглашении порядке; и ряд других.
При понимании функционального назначения этих положений данная неопределенность снимается. Обмен сведениями и данными между структурами правоохраны и налогового контроля необходим для обеспечения эффективности их функционирования посредством осведомленности о внутренних процессах в разных ведомствах. Так, в Соглашении о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой предусмотрены следующие формы взаимодействия: взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для сторон Соглашения и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; взаимные консультации по вопросам, входящим в их компетенцию; обмен опытом в целях повышения квалификации кадров; проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности <7>. Передача материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам деяний, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ, в данном Соглашении специально не предусмотрена.
--------------------------------
<7> См.: пункт 4 Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13 февраля 2012 г. N 101-162-12/ММВ-27-2/3 // СПС "КонсультантПлюс".
В силу прямого указания п. 3 ст. 32 НК РФ передача таких материалов возможна только в порядке, предусмотренном данной статьей, т.е. при условии неисполнения требования, направленного на основании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <8>.
--------------------------------
<8> В редакции статьи до 1 января 2023 г. С 1 января 2023 г. редакция п. 3 ст. 32 изменена: материалы должны быть направлены в следственные органы, если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на едином налоговом счете налогоплательщика недостаточно денежных средств для погашения установленной в решении суммы недоимки, пеней и штрафов.
Функциональность данного положения вполне очевидна: при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, независимо от юридической квалификации данного правонарушения как уголовного или налогового, налоговый орган обязан предпринимать действия по взысканию налоговой задолженности, реализуя соответствующие процедуры производства по делу о налоговом правонарушении. Параллельно этому процессу при наличии соответствующих обстоятельств должны реализовываться процедуры производства по делу об административном правонарушении или уголовного процесса.
Факт погашения налоговой задолженности и уплаты штрафа в соответствии с законодательством о налогах и сборах при наличии в деянии признаков преступления, предусмотренного в ст. 198 - 199.2 УК РФ, в некоторых случаях является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности на основании ст. 176 УК РФ. Подобная конструктивная модель может быть определена как принцип экономии репрессии по аналогии с принципом экономии процессуальных средств в судебном процессе. Она обеспечивает, с одной стороны, возможность "автоматического" освобождения от уголовной ответственности, когда процесс применения ст. 176 УК РФ не отягощен субъективным фактором лица, принимающего решение об освобождении. При отсутствии оснований для применения ст. 176 УК РФ возбуждение уголовного дела по материалам вступившего в силу решения налогового органа обеспечивает обоснованность и профессионализм в оценке размера неуплаченных налогов и страховых взносов. В литературе справедливо отмечается, что расследование уголовных дел, возбужденных только по материалам, направляемым налоговыми органами, исключает встречающееся в следственной практике противоречие между установленной по уголовному делу неуплатой налогов и отсутствием ее подтверждения налоговыми органами <9>.
--------------------------------
<9> См.: Горобец Д.Г. Новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях - старые проблемы их расследования // Налоги. 2023. N 1. С. 24.
Хотя следует подчеркнуть, что установление специального повода для возбуждения уголовных дел по ст. 198 - 199.2 УК РФ в п. 1.3 ст. 140 УПК РФ и взаимосвязанном с ним п. 3 ст. 32 НК РФ в виде материалов, направленных налоговым органом для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, при условии вынесения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не ограничивает полномочия правоохранительных органов по реализации возложенных на них функций, в том числе связанных с проведением экспертиз и иных способов установления размера налоговой задолженности как основного признака, отражающего объективную сторону состава преступлений, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ.
В пункте 15.1 ст. 101 НК РФ определены процессуальные особенности перехода дела из категории налоговых в категорию уголовных.
В частности, предусмотрено, что перед направлением материалов в следственные органы налоговый орган должен приостановить свои решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и о взыскании предусмотренных в нем сумм. Если следственный орган дело не возбуждает либо прекращает возбужденное уголовное дело, об этом информируется налоговый орган, который обязан возобновить приостановленные ранее решения и продолжить процедуры взыскания. Данный порядок распространяется только на налогоплательщиков - физических лиц, вполне очевидно почему: одно и то же лицо не может привлекаться к налоговой и уголовной ответственности. По юридическим лицам такого совпадения не происходит, поэтому, передавая материалы в следственный орган по, например, руководителю юридического лица, налоговый орган продолжает реализовывать взыскание налоговой задолженности с самого юридического лица.
Таким образом, в НК РФ зафиксирован только один способ передачи материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по деяниям, предусмотренным в ст. 198 - 199.2 УК РФ, - это порядок, предусмотренный в п. 2 ст. 32 и взаимосвязанном с ним п. 15.1 ст. 101 НК РФ.
На основании всего изложенного можно прийти к заключению, что передачу сведений в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел по составам преступлений, предусмотренных в ст. 198 - 199.2 УК РФ, на основании п. 3 ст. 82 НК РФ в настоящее время нельзя признать правомерной. Акцентируем внимание на оговорке "в настоящее время", т.е. при действующих формулировках рассматриваемых положений НК РФ. Нуждаются ли эти положения в корректировке, т.е. необходимо ли расширение способов передачи материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в том числе передачи документов налоговых проверок, до вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения? Представляется, что некоторая основа для положительного ответа на этот вопрос имеется.
В частности, речь идет о ситуации, когда налогоплательщик (или должностное лицо) совершает налоговое преступление не впервые (т.е. отсутствует основание для освобождения от уголовной ответственности в порядке ст. 176 УК РФ), но погашает налоговую задолженность и штраф, предусмотренные вступившим в силу решением налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом случае отсутствуют формальные основания для передачи материалов в правоохранительные органы в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ. Подходы к решению этой проблемы могут быть разными на усмотрение законодателя в зависимости от его оценки социально-экономических, организационных или иных условий. Так, может быть зафиксировано, что погашение налоговой задолженности и штрафа на основании решения о привлечении к налоговой ответственности освобождает налогоплательщика (должностное лицо) от уголовной ответственности. Либо необходимо закрепить в ст. 31 НК РФ полномочие налоговых органов осуществлять передачу материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности и условия его реализации.
Действующие в настоящее время формулировки анализируемых статей НК РФ позволяют уяснять их смысл, хотя и не совсем корректно толкуются органами правоприменения. Для устранения выявленной некорректной практики применения соглашений о взаимодействии, заключенных на основании п. 3 ст. 82 НК РФ, целесообразно использовать инструментарий официального толкования в форме обращения в Конституционный Суд Российской Федерации и палаты Федерального Собрания с запросами о разъяснении взаимосвязанных положений ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ и п. 3 ст. 32 НК РФ, а также о допустимости передачи материалов для возбуждения уголовного дела по деяниям, предусмотренным ст. 198 - 199.2 УК РФ, на основании соглашений, заключенных в соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ.
Вывод. Соглашения о взаимодействии, заключаемые между налоговыми и правоохранительными органами на основании п. 3 ст. 82 НК РФ, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Как по своей форме, так и по содержанию данные соглашения не регламентируют налоговые отношения, перечисленные в ст. 1 НК РФ. Следовательно, на их основе не может быть реализовано условие, предусмотренное ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ: материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть направлены в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В НК РФ зафиксирован только один способ передачи материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по деяниям, предусмотренным в ст. 198 - 199.2 УК РФ, - это порядок, предусмотренный в п. 3 ст. 32 и взаимосвязанном с ним п. 15.1 ст. 101 НК РФ.
Несоблюдение условия о законном поводе для возбуждения уголовного дела по признакам деяний, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ, предусмотренного ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ, является основанием для признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным. Следовательно, возбуждение уголовного дела на основании информации, полученной с несоблюдением порядка, установленного п. 3 ст. 32 НК РФ, является неправомерным.
Литература
1. Горобец Д.Г. Новый порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях - старые проблемы их расследования / Д.Г. Горобец // Налоги. 2023. N 1. С. 24 - 27.
2. Горобец Д.Г. Процессуальные аспекты возбуждения уголовных дел по ст. 199.2 УК РФ с учетом введения ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ / Д.Г. Горобец // Налоги. 2022. N 4. С. 38 - 41.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.