Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КТО ОПОЗДАЛ, ТОТ ЗАПЛАТИЛ. МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬ ШТРАФЫ, ЕСЛИ ПРОСРОЧЕНА ПОДАЧА НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ?
Щербакова М.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством сроки. Для конкретного налога сроки предоставления декларации установлены главами части второй НК РФ.
Если декларация не подана вовремя, истекло более 10 дней с окончания срока подачи декларации, то руководитель инспекции (или его заместитель) может приостановить операции по банковским счетам компании (пп. 5 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 76 НК РФ, п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 57). Кроме того, за опоздание с декларацией предусмотрено два штрафа: первый на организацию (п. 1 ст. 119 НК РФ), а второй на ее должностное лицо (ст. 15.5 КоАП РФ).
Уплата налога не освобождает от штрафа за опоздание с декларацией
Штраф, который должна будет заплатить организация, составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. При этом установлены верхние и нижние границы размера штрафа: не менее 1000 руб. и не более 30% неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Отметим, что речь в п. 1 ст. 119 НК РФ идет о "неуплаченной сумме налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации". Под ней понимается разница между суммой налога, подлежащей уплате на основе этой налоговой декларации по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей, уплаченными ранее в течение налогового периода (Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-02-07/1-59).
Если же сумма налога была исчислена налогоплательщиком не верно, то штраф должен рассчитываться исходя из фактически подлежащих уплате в бюджет сумм, а не тех, которые ошибочно указаны в декларации, и независимо от того, ошибся налогоплательщик в большую или меньшую сторону (Постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 N 543/07 по делу N А67-3952/06, ФАС Дальневосточного округа от 04.07.2007, 27.06.2007 N Ф03-А37/07-2/2455 по делу N А37-2625/06-15).
Определяется неуплаченная сумма на дату истечения срока уплаты налога (п. 18 Постановления N 57, Письмо Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/48).
Но существование у налогоплательщика переплаты на указанную дату не означает, что он будет освобожден от налоговой ответственности. По сути, санкция по п. 1 ст. 119 НК РФ - это расплата не за неуплату налога (ответственность за неуплату предусмотрена ст. 122 НК РФ), а плата за нарушение сроков сдачи отчетности и положений п. 6 ст. 80 НК РФ. Поэтому и размер санкции не зависит от фактической уплаты налога. Так, в соответствии с п. 18 Постановления N 57 в случае отсутствия недоимки по налогу либо при отсутствии суммы налога к уплате (нулевая декларация) налогоплательщик от налоговой ответственности не освобождается. В таком случае взыскивается минимальный штраф 1000 руб. Аналогичного мнения придерживаются чиновники (Письма Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479 и ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@) и судьи (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-1337/2008).
Таким образом, 1000 руб. придется заплатить в случае опоздания с нулевой налоговой декларацией или в случае наличия переплаты по налогу на дату его уплаты. Если же есть неуплаченная сумма налога, то размер штрафа составит 5% от этой суммы. Если неуплаченная сумма налога превысит 20 тыс. руб., то штраф будет рассчитываться путем умножения суммы налога на 5%, а если сумма налога менее 20 тыс. руб. - то в минимальном размере 1000 руб.
Возможность штрафовать налогоплательщика за неподачу декларации ограничена тремя годами с момента истечения срока подачи декларации (п. 1 ст. 113 НК РФ), а не с момента, когда декларация попала в инспекцию. В случае истечения указанного трехлетнего срока привлечение к ответственности незаконно (п. 4 ст. 109 НК РФ).
Отметим, что оштрафовать по п. 1 ст. 119 НК РФ можно только за опоздание при подаче декларации. За опоздание с расчетом авансового платежа по ст. 119 НК РФ не штрафуют. За непредставление расчета предусмотрено наложение на организацию штрафа 200 руб. за каждый расчет по п. 1 ст. 126 НК РФ. Как вы видите, размер санкции по п. 1 ст. 126 НК РФ существенно меньше, чем за опоздание с декларацией.
Опоздали? Ищите смягчающие обстоятельства
Итак, вы опоздали подать декларацию. Инспекция составила акт о привлечении к налоговой ответственности, и, казалось бы, суммы штрафов окончательны и обжалованию не подлежат. Но это не так. Нормой п. 3 ст. 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Таким образом, инспекция при определении размеров наказания должна учитывать смягчающие обстоятельства, а ваша задача - довести их до сведения инспектора. Для этого вы можете подать возражения на акт камеральной проверки и указать в них смягчающие вину обстоятельства.
В п. 18 Постановления N 57 отражен подход, согласно которому учесть смягчающие обстоятельства суд обязан. Но решить, насколько будет снижен штраф, является прерогативой суда. Суд вправе снизить даже уже ранее уменьшенный налоговым органом штраф (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.02.2013 N А12-11441/2012 и Уральского округа от 05.02.2013 N Ф09-13747/12 по делу N А76-13779/12). Для того чтобы суд учел смягчающие обстоятельства, рекомендуем вам заявить о них и представить подтверждающие документы. При этом отметим, что суд может учесть смягчающие обстоятельства и без ходатайства, специального заявления налогоплательщика (Постановления Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10 по делу N А32-19097/2009-51/248, ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2013 N А21-9381/2011, от 18.12.2012 N А44-3718/2010).
К смягчающим обстоятельствам п. 1 ст. 112 НК РФ относит следующие:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих обстоятельств в ст. 112 НК РФ не является исчерпывающим. Список открыт, и любые иные обстоятельства могут быть рассмотрены как смягчающие судом или налоговым органом, рассматривающим дело.
В качестве смягчающих обстоятельств судьи на практике чаще всего признают следующие:
1. Признание вины (Постановления ФАС Московского округа от 24.05.2012 по делу N А41-7815/10 и Западно-Сибирского округа от 14.04.2011 по делу N А67-2612/2010). Сумма штрафа по первому делу была уменьшена в 100 раз.
2. Совершение нарушения впервые признается смягчающим большинством судей (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2013 по делу N А44-4183/2011, Центрального округа от 03.07.2012 по делу N А09-8533/2011, Московского округа от 06.02.2013 по делу N А41-39233/10, Поволжского округа от 11.04.2013 по делу N А72-5427/2012, Волго-Вятского округа от 05.03.2012 по делу N А28-7219/2011, Западно-Сибирского округа от 20.02.2013 по делу N А75-2860/2012, Уральского округа от 29.10.2012 N Ф09-9462/12 по делу N А76-23342/2011).
3. Незначительная просрочка представления декларации (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2012 по делу N А26-2076/2012, от 12.11.2012 по делу N А26-2078/2012, от 10.10.2012 по делу N А26-967/2012, от 23.08.2012 по делу N А26-10442/2011, от 20.08.2012 по делу N А26-11937/2011, Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 по делу N А32-13982/2012, Волго-Вятского округа от 05.03.2012 по делу N А28-7219/2011, Восточно-Сибирского округа от 27.06.2012 по делу N А33-17923/2011, от 20.03.2012 по делу N А74-2935/2011).
4. Несоразмерность штрафа совершенному правонарушению и его последствиям, отсутствие неблагоприятных экономических последствий и материального ущерба государству признается смягчающим большинством судов. Конституционный Суд РФ провозгласил принцип соразмерности, выражающий требования справедливости. Он предполагает дифференциацию штрафа в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П, Постановления ФАС Поволжского округа от 11.04.2013 по делу N А72-5427/2012, Восточно-Сибирского округа от 27.06.2012 по делу N А33-17923/2011, Северо-Западного округа от 05.03.2012 по делу N А66-5375/2011, Волго-Вятского округа от 05.03.2012 по делу N А28-7219/2011 и Московского округа от 24.05.2012 по делу N А41-7815/10).
5. Наличие у предпринимателя иждивенцев: малолетних детей, родителей-пенсионеров, безработных супругов (Постановления ФАС Московского округа от 06.02.2013 N А41-39233/10, Поволжского округа от 10.07.2013 N А72-10327/2012, Уральского округа от 04.07.2012 N Ф09-5201/12 по делу N А76-12164/11). Штраф может в одном из случаев снижен до 100 руб.
6. Тяжелое состояние здоровья предпринимателя или родственников (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2012 N А56-28829/2011, от 10.05.2011 по делу N А21-4337/2010, Поволжского округа от 20.05.2008 по делу N А55-16884/07).
7. Тяжелое материальное положение предпринимателя (Постановления ФАС Московского округа от 06.02.2013 по делу N А41-39233/10, Поволжского округа от 10.07.2013 по делу N А72-10327/2012, Северо-Западного округа от 05.03.2012 по делу N А66-5375/2011 и Уральского округа от 04.07.2012 N Ф09-5201/12 по делу N А76-12164/11).
8. Отсутствие хозяйственной деятельности и дохода (Постановление ФАС Центрального округа от 28.03.2012 N А09-5167/2011).
По каждому из указанных оснований штраф может быть снижен не менее чем в два раза, а если оснований несколько - в 100 раз. Исходя из текста нормы п. 3 ст. 114 НК РФ штраф "подлежит уменьшению", т.е. уменьшение штрафа не менее чем в 2 раза при выявлении каждого смягчающего обстоятельства является обязанностью, а не правом суда. Нижней границы не установлено, поэтому штраф может быть уменьшен хоть до 1 руб. Но совсем освободить от штрафа суд не вправе.
Как было отмечено, данный список не исчерпывающий, любое обстоятельство может быть рассмотрено судом как смягчающее.
Отметим, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует установлению смягчающих и уменьшению размера штрафа (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2010 N А82-9056/2009, Уральского округа от 08.02.2010 N Ф09-219/10-С3). Единственным отягчающим вину обстоятельством в Налоговом кодексе РФ признается повторное совершение нарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ). При этом повторным считается правонарушение, совершенное до истечения 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о первичном привлечении к ответственности за аналогичное нарушение (п. 3 ст. 112 НК РФ). По истечении года о повторности речи идти не может.
Возможен ли штраф меньше минимального
Можно ли уменьшить "минимальную" сумму штрафа в 1000 руб.? Несмотря на то что штраф минимальный - да, на практике это возможно. При этом отметим, что в ФНС России считают недопустимым уменьшение минимальной суммы штрафа в 1000 руб. на основании наличия смягчающих обстоятельств (Письмо ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@). И иногда успешно отстаивают свою точку зрения в судах (Определение Московского городского суда от 22.02.2012 по делу N 33-5742). Но это не должно вас пугать, поскольку не так давно ВАС РФ высказался однозначно: суд определяет сумму минимального штрафа с учетом известных ему смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств. И снижение размера минимального штрафа возможно (п. 18 Постановления N 57).
В пользу возможности уменьшения минимального штрафа ВАС РФ также высказывался в Определениях от 13.09.2012 N ВАС-11421/12 по делу N А79-8470/2011, от 26.10.2012 N ВАС-13642/12.
В случае спора с налоговым органом советуем применить аргументацию, которая применялась в аналогичных спорах. В Северо-Западном округе судьи решили, что установление минимального предела санкции в ст. 119 НК РФ не исключает применения положений НК РФ, которые предоставляют право налоговому органу или суду с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, уменьшить размер штрафа не менее чем в 2 раза. Нормы указанных статей не содержат ограничений по установлению размера штрафа ниже низшего предела с учетом смягчающих обстоятельств, из них не следует невозможности применения последствий наличия смягчающих ответственность обстоятельств. Судьи снизили минимальный штраф в 5 раз - до 200 руб. Поскольку декларация была подана всего на два дня позже. И такое нарушение ущерба бюджету не нанесло (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2012 N А26-2078/2012).
Аналогичным образом высказались и судьи Центрального округа - минимальный штраф может быть снижен, поскольку налоговое законодательство не содержит запрета на снижение фиксированного минимального размера штрафа. В п. 3 ст. 114 НК РФ, позволяющем уменьшать штрафные санкции при наличии смягчающих обстоятельств, не указано, что установленные им правила не подлежат применению при определении размера штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ. При этом арбитры сослались на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П, согласно которому санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, а также на п. 19 Постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому нормой п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, а суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза. Судьи также отметили, что право суда на снижение размера подлежащей санкции не ограничено и максимальным пределом. При этом в качестве смягчающих обстоятельств судьи учли отсутствие у организации дохода, хозяйственной деятельности, а также добровольную уплату части штрафа. Штраф был снижен судьями с 1000 до 170 руб. (Постановление ФАС Центрального округа от 28.03.2012 N А09-5167/2011).
В большинстве случаев арбитры уменьшают минимальный штраф, как правило, в 2 - 10 раз, зачастую до 100 руб. (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.11.2012 N А26-2076/2012, от 20.08.2012 N А26-11937/2011, от 23.08.2012 N А26-10442/2011, от 05.03.2012 N А66-5375/2011, Центрального округа от 03.07.2012 N А09-8533/2011, от 28.03.2012 N А09-5167/2011, Волго-Вятского округа от 16.05.2012 N А79-8470/2011, от 05.03.2012 N А28-7219/2011, от 22.02.2012 N А11-1009/2011, Восточно-Сибирского округа от 04.07.2012 N А74-6147/2011, от 20.03.2012 N А74-2935/2011, от 27.06.2012 N А33-17923/2011).
В Минфине России с таким подходом судей тоже согласны (Письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-08/86, от 30.01.2012 N 03-02-08/7, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2012 N А26-2078/2012).
О бедном бухгалтере замолвите слово
Как можно смягчить ответственность должностного лица компании по ст. 15.5 КоАП РФ? Отметим, что под должностным лицом для целей административного наказания понимается главный бухгалтер или иное лицо согласно приказу директора, а при его отсутствии - директор. Так, по мнению судей Пленума ВС РФ, руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18, Постановления ВС РФ от 10.03.2011 N 78-АД11-1, Московского городского суда от 29.11.2012 N 4а-2623/12).
Отметим, что протокол об административном правонарушении по ст. 15.5 КоАП РФ составляется должностным лицом налогового органа, но дела этой категории рассматриваются мировыми судьями (п. 5 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.1 КоАП РФ). Административный штраф для должностных лиц компании составляет от 300 до 500 руб. Судья может как взыскать штраф, так и ограничиться предупреждением (ст. 15.5 КоАП РФ).
Примечание. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
По делу об административном правонарушении судья должен выяснить обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (п. п. 4, 5 ст. 26.1 КоАП РФ). В п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность. Указанный перечень не является исчерпывающим. Суд может принять в качестве смягчающих и другие обстоятельства (п. п. 2, 3 ст. 4.2 КоАП РФ). Размер штрафа может быть снижен до минимального размера - 300 руб. (Постановления ВС РФ от 10.03.2011 N 78-АД11-1, Санкт-Петербургского городского суда от 05.08.2010 N 4а-1337/10) или может быть заменен предупреждением. При этом судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела 300 руб. даже при наличии смягчающих обстоятельств (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Постановление N 5).
Кроме того, судья может признать нарушение малозначительным исходя из характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительным признается правонарушение, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий. При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. В случае малозначительности нарушения суд выносит устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ, п. 21 Постановления N 5).
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного зависит от того, насколько ваши доводы покажутся судье убедительными. Например, судьи в Ярославле и Владимире оказались убеждаемыми и рассматривали просрочку подачи декларации как малозначительную (Постановления Ярославского областного суда от 15.02.2013 по делу N 4А-15/2013, Владимирского областного суда от 06.08.2013 по делу N 4а-179/2013). В то же время Саратовский областной суд не признал малозначительным даже опоздание с нулевой декларацией. По мнению судей, квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству (Постановление Саратовского областного суда от 18.06.2013 по делу N 7-329/13).
Административный штраф за неподачу расчета авансового платежа по ст. 15.6 КоАП РФ будет взыскан в размере, равном тому, который предусмотрен за опоздание с декларацией, - от 300 до 500 руб. за расчет (ст. 15.6 КоАП РФ). При этом предупреждением дело закончиться уже не может.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.