Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АНАЛИЗ НОВАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ
К.Р. АВЕТИСЯН, А.М. ВОРОНОВ
На основе проведенного анализа современного состояния правового регулирования и практики осуществления административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов представляется целесообразным рассмотреть вопросы, касающиеся выявления роли и значения фундаментальных законов, регулирующих правоотношения в рассматриваемой нами сфере, а именно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, критически оценивая основополагающие положения данных документов, на наш взгляд, следует уделить особое внимание некоторым новациям законодательства при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов.
В конце 2009 г. законодатели приняли ряд федеральных законов, которые вносят существенные поправки в Налоговый кодекс в 2010 г., в частности новшества части первой Налогового кодекса, новации по НДС и налогу на прибыль.
Что касается части первой НК РФ, изменения коснулись ст. 31 <1>. С 2010 г. должностные лица налоговых органов получили дополнительное право - взыскивать с компаний (юридических лиц) проценты. Поправка вызвана тем, что с 1 января компании могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС до окончания камеральной проверки. Если впоследствии право на возмещение не подтверждается, то налог уплачивается в бюджет вместе с процентами. Следует отметить, что до конца 2009 г. должностные лица налоговых органов могли взыскивать с компаний только недоимки, пени, штрафы.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 17.12.2009 N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 48. Ст. 5737.
Все остальные изменения преимущественно направлены на улучшение положения контролируемых ФНС России организаций. Например, должностных лиц налоговых органов теперь будут привлекать к ответственности, если они вовремя не отменят ранее принятое решение о приостановлении операций по счетам или нарушат срок разблокировки банковского счета фирмы. В связи с этим они должны будут уплатить проценты за каждый календарный день нарушения срока, которые начисляются по ставке рефинансирования на сумму заблокированных на счете организации средств. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования, которая действовала в дни неправомерного приостановления операций по счетам организации.
Также принята поправка в ст. 93 НК РФ. Суть ее заключается в том, что при проведении камеральной или выездной проверки должностные лица налоговых органов не могут истребовать у организаций документы, которые ранее уже им представлялись. Однако данное ограничение не применяется, если документы сдавались в инспекцию в виде подлинников, а потом были либо возвращены фирме, либо утрачены должностными лицами налоговых органов вследствие непреодолимой силы. Для предотвращения конфликтных ситуаций следует передавать документы по реестру, ставя при этом на копии реестра отметку о получении документов.
В ст. 54 НК РФ также были внесены изменения в части того, что в случае обнаружения ошибки, которая привела к возникновению переплаты по налогу за прошлые периоды, у организаций появилось право не уточнять отчетность, а учесть последствия допущенных ошибок в отчетности текущего периода.
Изменения коснулись и ст. 169 НК РФ. Теперь наличие в счет-фактурах ошибок, не препятствующих инспекторам идентифицировать покупателя и продавца, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, налоговую ставку, сумму "входного" налога, не является основанием для отказа в вычете по НДС.
Еще одной новацией стало введение ст. 176.1 НК РФ. Данная норма дает организациям право с 1 января 2010 г. пользоваться заявительным порядком возмещения НДС, таким образом, организации могут вернуть "входной" налог до завершения камеральной проверки.
В главу 21 Налогового кодекса также внесены поправки <2>, которые будут интересны для компаний-экспортеров. Так, срок сбора документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС снова продлен до 270 календарных дней <3>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
<3> Пункт 9 ст. 165 НК РФ.
Тем же Законом внесены поправки в главу 25 Налогового кодекса в части порядка учета процентов по займам и кредитам.
Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ <4> также внесены многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ. Поскольку большинство поправок улучшает положение налогоплательщиков, то они вводятся в действие оперативно - с 1 января 2011 г., а некоторые новшества даже действуют "задним" числом.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 49. Ст. 6409.
С 1 апреля 2011 г. не является объектом обложения НДС реализация (передача) субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемых ими объектов государственной и муниципальной недвижимости.
С 1 апреля 2011 г. освобождена от НДС реализация монет из драгметаллов, являющихся законным средством наличного платежа РФ или иностранного государства. Определение таких монет содержится в Положении о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ. Раньше из-под этой льготы были выведены коллекционные драгоценные монеты.
Изменен ряд норм об освобождении участников проекта "Сколково" от обязанностей плательщиков НДС и налога на прибыль.
Для российских организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г. введена нулевая ставка по налогу на прибыль. Она применяется ко всей налоговой базе, за исключением дивидендов и доходов по операциям с долговыми обязательствами.
Введено право налогоплательщика самостоятельно определять срок полезного использования (но он должен быть не менее двух лет) по следующим конкретным инновационным нематериальным активам: исключительные права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, селекционные достижения; на использование программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем; а также владение ноу-хау и иными подобными НМА.
Освобождены от НДФЛ некоторые доходы физических лиц от реализации (погашения) определенных акций и долей в уставном капитале российских организаций, принадлежащих им на праве собственности более 5 лет и приобретенных начиная с 01.01.2011. Изменены порядок учета расходов частного инвестора при исчислении НДФЛ по сделкам с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами срочных сделок, а также правила предоставления профессионального вычета по НДФЛ "самозанятым" лицам (ИП, адвокатам, частным нотариусам) и др.
Таким образом, как показывает анализ этих и многих других законодательных документов, принятых в развитие НК РФ, вопросы рассматриваемых нами правоотношений, возникающих в связи с процессуальными действиями при осуществлении производства по делам о нарушениях законодательства в области налогов и сборов, остались практически вне поля зрения законодателя.
На наш взгляд, новации КоАП РФ, принятые за период 2009 - 2011 гг., существенно обогащают и дополняют именно процессуальную составляющую административного процесса и производства по делам об административных правонарушениях, в частности в области налогов и сборов.
Данную позицию, на наш взгляд, можно аргументировать следующими факторами.
За указанный период было принято более 70 федеральных законов, которые существенно обновили содержание КоАП РФ. В Кодекс введено 75 новых статей, более 200 статей претерпели многочисленные изменения и дополнения. Представляется, что знание этих новелл Кодекса важно как для соблюдения действующих административных запретов физическими и юридическими лицами, так и для деятельности судей, других органов, их должностных лиц, правомочных применять нормы об административной ответственности. Как справедливо отмечает профессор А.П. Шергин, дело не только в значительном расширении нормативного материала. В законодательной практике 2009 - 2011 гг. по совершенствованию административно-деликтного законодательства выявились новые тенденции, которые важны для применения обновленного КоАП РФ. Наиболее характерными из них являются следующие тенденции.
Во-первых, новации охватывают, как правило, не локальные изменения отдельных статей КоАП РФ, а происходит комплексное обновление всех разделов Кодекса, в т.ч. существенная корректировка общих положений и процессуальной части КоАП РФ.
Во-вторых, в КоАП РФ впервые нашли закрепление полномочия субъектов Российской Федерации в области установления и применения административной ответственности.
В-третьих, в ходе административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 была реформирована структура федеральных органов исполнительной власти, перераспределены их полномочия, что потребовало уточнения названий и компетенции ряда органов, которые уполномочены применять нормы КоАП РФ. Расширен круг субъектов административной юрисдикции. По существу, в главе 23 КоАП РФ сформирована новая отраслевая система органов административной юрисдикции.
В-четвертых, административная политика, закрепленная в нормах КоАП РФ, стала более гибкой. Наряду с усилением жесткости административных наказаний за наиболее опасные административные правонарушения заметна тенденция гуманизации мер административной ответственности за правонарушения небольшой общественной опасности. Значительно расширен круг правонарушений, за совершение которых предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
В-пятых, при формулировании конкретных составов административных правонарушений законодатель все чаще прибегает к детализации их признаков, заменяя тем самым общие формулировки типа "нарушение законодательства".
В-шестых, изменился подход к ответственности за рецидив административных правонарушений. В отличие от первоначальной редакции КоАП РФ, отказавшегося от установления такой ответственности в статьях Особенной части, законодатель все чаще предусматривает повышенную административную ответственность за повторное совершение определенных видов административных правонарушений <5>.
--------------------------------
<5> Шергин А.П. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: новации 2009 - 2011 годов: Научно-практический комментарий к КоАП РФ. М.: Библиотечка Российской газеты, 2011. С. 3 - 4.
В-седьмых, на наш взгляд, следует отметить, что существенной процессуальной новацией является дополнение Кодекса главой 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях" <6>, что создало нормативные предпосылки для взаимодействия российских субъектов административной юрисдикции с соответствующими государственными органами иностранных государств в административно-юрисдикционном процессе. Представляется, данные новации особенно актуальны в связи с созданием Таможенного союза и вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), содержащего новеллу таможенного законодательства трех государств о взаимной административной помощи.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 19. Ст. 2714.
На наш взгляд, представляется целесообразным кратко охарактеризовать данные умозаключения.
В разделе 1 КоАП РФ наиболее существенной новацией является установление законодателем в ст. 1.3.1 предметов ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях. Важность данной новации заключается не только в четком закреплении полномочий субъектов РФ, в установлении и применении норм регионального законодательства об административных правонарушениях, но и в компетенции их должностных лиц по применению норм КоАП РФ.
Также внесены изменения в систему административных наказаний, из которой исключено возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.
К наиболее существенным новациям раздела 2 КоАП РФ следует отнести то, что формирование норм, за которые предусмотрена административная ответственность, тесно увязано с изменением отраслевого законодательства. Наметилась тенденция дифференциации мер административной ответственности; наряду с ужесточением административных наказаний за опасные виды правонарушений расширена возможность применения предупреждения. В конструкцию норм об административной ответственности возвращен признак повторности, от которого законодатель ранее отказался.
Существенной редакции подвергнута глава 16 КоАП РФ "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)". Данные новации особенно актуальны в связи с созданием Таможенного союза и вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, в связи с чем Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> все 24 статьи данной главы унифицированы применительно к ТК ТС.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 550. Ст. 7351.
Раздел 3 КоАП РФ также содержит ряд существенных новаций в исследуемой нами сфере. В данном разделе закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по применению норм КоАП РФ, что, на наш взгляд, является существенным фактором унификации федерального и регионального законодательства об административной ответственности. Административная реформа предопределила и формирование современной системы отраслевых органов административной юрисдикции. Таким образом, практически все органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, закон наделил полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, что, на наш взгляд, будет способствовать специализации разрешения этих дел.
В отношении раздела 4 КоАП РФ ранее нами было отмечено, что существенной процессуальной новацией является дополнение Кодекса главой 29.1 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях".
В разделе 5 Кодекса изменения коснулись в основном порядка исполнения отдельных видов административных наказаний.
Таким образом, как показал анализ новаций КоАП РФ, принятых за период с 2009 по 2011 г., они существенно обогащают и дополняют именно процессуальную составляющую административного процесса и производства по делам об административных правонарушениях, в частности, в области налогов и сборов. К сожалению, как показывает анализ законодательных документов, принятых в развитие НК РФ, вопросы рассматриваемых нами правоотношений, возникающих в связи с процессуальными действиями при осуществлении производства по делам о нарушениях законодательства в области налогов и сборов, остались практически вне поля зрения законодателя.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.